На вопросы отвечает Борисова Юлия Анатольевна, руководитель сетевого проекта «Школа Ангарских Родителей» (объединяет 17 филиалов РОУ), зав. МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 108 г. Ангарска

06 февраля 2018

Моему сыну 3 года, и мы скоро первый раз пойдем в детский сад. Существуют ли какие-нибудь рекомендации в период адаптации ребенка к детскому саду?

Приход ребенка в детский сад может стать радостным событием в его жизни, если родители вовремя ему помогут, а для этого необходимо знать несколько правил.

  • Приведите домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
  • Познакомьтесь с меню детского сада и введите в рацион питания малыша новые для него блюда.
  • Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
  • Расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Сформируйте у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации.
  • Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели «выходной день» для малыша.
  • В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
  • Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.

Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть, стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.

Ребенок посещает два года общеразвивающую группу детского сада, родителям предложили пройти ПМПК. Что такое ПМПК?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, которая создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Обследование детей осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей) и в присутствии одного из родителей.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляется бесплатно.

Помогите разобраться: современные гаджеты полезны или вредны ребенку дошкольного возраста?

Гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. С одной стороны, родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой – беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?».

Попробуем разобраться, как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его чем-то важным, не препятствовать его развитию.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык - ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.

Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны:

– преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;

– многократный повтор действия для достижения результата;

– малоосмысленное продвижение по уровням сложности;

– попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Исследователями было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними. Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семьи и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества».

Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Компьютер обладает мощной привлекательностью для воспитанников. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.

Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, учителям-дефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графике, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Во многих детских садах широко используются компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС). Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.

Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит. Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин - для детей 5–6 лет, 30 мин - для детей 6–7 лет.

Поддержка участников СВО

ВОПРОСЫ,

поступившие на «горячую линию» министерства труда и занятости Иркутской области в 2023 году

Могу ли я на работе взять дополнительный отпуск по уходу за детьми, у меня двое детей (5 лет и 10 лет)?

В соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ работнику, имеющему 2 или более детей в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью
до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.

Работодатель изменил мою должностную инструкцию, где расширил мои должностные обязанности.  Может ли он принять такое решение без моего согласия?

При внесении изменений в должностную инструкцию работодатель:

- не вправе в одностороннем порядке устанавливать в должностной инструкции новые обязанности, которые влекут изменение трудовой функции работника (ст. 74 ТК РФ);

- включить новые трудовые обязанности можно только с письменного согласия работника;

- об изменении должностной инструкции должен уведомлять работника за два месяца, если она изменяет условия трудового договора.

С новой должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под подпись. При отказе работника от подписи составляется соответствующий акт.

Можно ли сократить мою ставку, если я являюсь многодетной матерью?

Можно, поскольку увольнение многодетной матери по сокращению прямо не запрещено. Однако необходимо убедиться, что нет других запретов на увольнение и что у Вас нет преимущественного права остаться
на работе.

Если у Вас есть дети до трех лет или же Вы являетесь матерью-одиночкой и у Вас есть дети до 14 лет (или ребенок-инвалид до 18 лет). В этих случаях увольнять Вас по сокращению нельзя (ч. 4 ст. 261 ТК РФ).

Также у Вас может быть преимущественное право остаться работать при сокращении должности, которую Вы занимаете, если такая должность не единственная в отделе (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).

Могу ли я уйти в отпуск по беременности и родам (больничный лист) и работать неполный день с сохранением больничного?

В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха является отпуск.

Статьей 255 ТК РФ определено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Таким образом, нахождение в отпуске по беременности и родам не предполагает возможности трудиться, в том числе и на условиях неполного рабочего времени.

Женщина, которой на основании листа нетрудоспособности предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено государственное пособие, не вправе претендовать на заработную плату, в том числе на условиях неполного рабочего времени.

Могут ли сократить мою ставку, если я в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет?

В силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5-8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), не допускается. Следовательно, организация не вправе сократить Вашу ставку.

 

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.