На вопросы отвечает Дашкина Мария Юрьевна, педагог–психолог, руководитель консультационного пункта Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», г. Нижнеудинск

06 февраля 2018

Готовимся к ЕГЭ

Как сегодня наши дети по факту готовятся к экзаменам?

Вариантов того, как это может происходить – масса. Одни обучающиеся сами упорно учат, повторяют, тренируются, утопая в информационных потоках, а порою тупо зубрят, натаскивая себя разными техниками по прокачке своего интеллекта с репетиторами, тестами, различными курсами по подготовке, прилагая усилия самостоятельно.

Других к подготовке всеми правдами и неправдами (не исключая насильственных методов) упорно сподвигают старшие, стимулируя, либо напрягая учащегося.

Третьи, не обращая внимания на окружающих и предстоящий этап жизни, живут в своё удовольствие, наслаждаясь моментом, возможно, надеясь на «авось», или вообще ни на что не надеясь.

Возможны и другие разнообразные сочетания вариантов и смены одних периодов другими… И чувство тревоги каждый ощущает по-своему. Готовящемуся к экзамену важно осознавать свое состояние и избавляться от парализующей, деструктивной тревоги, занимаясь психологической подготовкой к экзаменам, а не только совершенствуя предметные компетенции. Часто многими упускается или недооценивается момент психологической подготовки, настройки к процессу, к прохождению самой процедуры аттестации, когда в момент «икс» в личности воедино соединяются эмоции, знания, выполнение правил самим обучающимся, впервые помещённым в рамки экзамена.

 

Как проживается приближение экзаменационной поры?

Совсем скоро наши дети будут сдавать экзамены (календарь их утверждается ежегодно), в связи с чем окружающие их старшие, постоянно напоминают им об этом, как о самом важном этапе в жизни, порою забывая эту самую жизнь и её гармоничное проживание «здесь и сейчас».

К сожалению, или к счастью (это каждый решает для себя сам) молодым людям приходится проходить испытания итоговой аттестации, которые порою могут превращаться для некоторых в страшную пытку – когда непонятно, что наиболее деструктивно – процедура экзамена или его растущее тревожное ожидание. Как для учителя, для родителя, и конечно же, для самого ученика – это период напряжения, перенапряжения, стресса, вплоть до соматических проявлений и заболеваний, внешние проявления которых уникальны и зависят от многих факторов. Период ожидания лучше 2 продуктивно использовать для работы со своими состояниями в сопровождении с психологом – для формирования психологической готовности к прохождению экзамена в оптимальном состоянии.

 

Что могут чувствовать участники образовательного процесса?

Придание этапу сдачи экзаменов повышенной значимости вызывает колоссальное психоэмоциональное напряжение у всех участников образовательного процесса, порой с негативными последствиями.

Родитель не на шутку волнуется за успехи своего чада, как за свои собственные. Ведь сдача экзамена ребёнком для родителя может быть неким показателем успешности его трудов по воспитанию, предметом его гордости в том, что успешно начато движение в сторону большого светлого будущего его чада, которое начинается с успешного прохождения им итоговой аттестации. Эти обстоятельства могут вызывать тревожные опасения, страхи и прочие реактивные состояния.

Учитель переживает за качество показателей итогов экзамена своего ученика, как за плоды своих трудов, как за критерии своего профессионализма. Ведь высокие баллы на экзамене – предмет его профессиональной гордости, самоутверждения в карьере, в социуме. Наконец, повод для банального поощрения/взыскания свыше.

Обучающийся тревожится за своё неопределенное будущее, за оправдание возложенных на него надежд, находясь в ловушке зависимости, из которой словно нет выхода, иногда пребывая в состоянии безысходности, либо подавляя свои переживания, отрицая факт тревоги, либо наоборот бурно её проявляя.

Конечно же, здесь возможны самые разнообразные варианты развития внутренних психологических событий у всех субъектов образовательного процесса, в зависимости от их индивидуальных особенностей и характера сложившихся взаимоотношений.

Одно можно сказать определённо – градус этого тревожного коктейля, этой гремучей смеси эмоций учителей, родителей, детей, РАСТЁТ и увеличивается к самому моменту экзамена, если с вышеназванными обстоятельствами эффективно не работают те, кто компетентен заниматься непосредственно психологической работой.

 

Как эффективно готовиться к экзамену психологически? Что делать?

Важно не просто задумываться над этим, перечитывая рекомендации экспертов, а предпринимать усилия. Наиболее эффективно работать в этом направлении с профильным экспертом психологом, либо самостоятельно (в 3 том случае, если удаётся достигать необходимых состояний с использованием мер их коррекции).

Психологическая подготовка к сдаче ребёнком экзаменов – это процесс работы с психологом по формированию у него состояния готовности, где опираясь на имеющиеся затруднения обучающегося, эксперт психолог даёт возможность приобретения необходимых знаний и опыта для достижения поставленного результата.

Часто многие относятся весьма поверхностно к тому, что способны переживать старшеклассники перед предстоящими экзаменами, недооценивая степень и глубину возможной тревоги. Особенно актуально это когда ребёнок замкнут, закрыт, а в его внутреннем мире и ближайшем окружении существуют внутренние и внешние конфликты и противоречия. Практика показывает, что доверительные и глубокие отношения между детьми и родителями сегодня не так часты, как бы хотелось, что является фактором риска, в том числе в вопросах успешности прохождения итоговой аттестации выпускниками.

 

Кто должен готовиться к экзаменам?

Психологически готовиться к прохождению ребёнком процедуры экзамена лучше всем субъектам образовательного процесса – администрации школы, учителям, родителям/членам семьи и самому обучающемуся. Однако, ответственность родителя здесь наиболее весома. Психологическое состояние значимых старших ребёнка во многом определяет его настрой, активность и, в конечном итоге, успех. Важно создать подростку необходимые условия с точки зрения качественного освоения им школьной программы, психоэмоционального климата в семье и школе, в том числе в его детском коллективе, режима труда и отдыха, характера питания, состояния здоровья тела и профилактики различных факторов риска.

Всем взрослым и школьнику важно своевременно увидеть и понять имеющиеся затруднения и заблаговременно ликвидировать препятствия на пути к успешной сдаче экзамена. Ещё лучше осуществлять комплексно, в сопровождении необходимых экспертов: учителя-предметника, врача, психолога, классного руководителя, то есть каждый должен заниматься своей непосредственной профильной деятельностью в пределах её границ.

 

Сколько психологическая подготовка к экзаменам занимает времени?

Процесс формирования готовности занимает определенное время (у каждого оно индивидуально), так как психика, будь то взрослого или 4 ребёнка – не автомат сиюминутной настройки. Для достижения необходимого эффекта нужен опыт, опирающийся на знания, умения, навыки, причем не только по предмету, но и по особенностям понимания работы собственной психики, её поведения, реагирования в тех или иных ситуациях. Чтобы необходимый спектр психологических знаний освоить и применить успешно в жизни – необходимо время, которое у каждого своё, оно очень индивидуально и лучше начать процесс подготовки как можно раньше, хотя бы за несколько месяцев до первого экзамена.

 

К кому можно обращаться за помощью?

В идеале надо найти и довериться своему эксперту, который компетентен определить спектр имеющихся затруднений. Профессиональный психолог, эффективно работая со всеми заинтересованными участниками, способен вывести обучающегося к максимально возможному в его случае состоянию психологической готовности, снизив или полностью устранив существующие факторы риска, максимально повысив показатели успешного прохождения процедуры итоговой аттестации. Что достигается в совместной работе и зависит от усилий всех сторон.

Это может быть педагог-психолог образовательной организации или внешний независимый эксперт, способный дать качественное психологическое сопровождение с индивидуальным подходом к личности обучающегося и условий его жизни в настоящий момент. В конечном итоге – законные представители ребёнка, наделённые полномочиями и свободой выбора в том, как им решать вопросы образования детей в своей семье, сами определяют зону своей ответственности за успех на экзамене своего ребенка, степень риска и выбор средств оказания ему своевременной эффективной помощи.

Поддержка участников СВО

ВОПРОСЫ,

поступившие на «горячую линию» министерства труда и занятости Иркутской области в 2023 году

Могу ли я на работе взять дополнительный отпуск по уходу за детьми, у меня двое детей (5 лет и 10 лет)?

В соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ работнику, имеющему 2 или более детей в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью
до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.

Работодатель изменил мою должностную инструкцию, где расширил мои должностные обязанности.  Может ли он принять такое решение без моего согласия?

При внесении изменений в должностную инструкцию работодатель:

- не вправе в одностороннем порядке устанавливать в должностной инструкции новые обязанности, которые влекут изменение трудовой функции работника (ст. 74 ТК РФ);

- включить новые трудовые обязанности можно только с письменного согласия работника;

- об изменении должностной инструкции должен уведомлять работника за два месяца, если она изменяет условия трудового договора.

С новой должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под подпись. При отказе работника от подписи составляется соответствующий акт.

Можно ли сократить мою ставку, если я являюсь многодетной матерью?

Можно, поскольку увольнение многодетной матери по сокращению прямо не запрещено. Однако необходимо убедиться, что нет других запретов на увольнение и что у Вас нет преимущественного права остаться
на работе.

Если у Вас есть дети до трех лет или же Вы являетесь матерью-одиночкой и у Вас есть дети до 14 лет (или ребенок-инвалид до 18 лет). В этих случаях увольнять Вас по сокращению нельзя (ч. 4 ст. 261 ТК РФ).

Также у Вас может быть преимущественное право остаться работать при сокращении должности, которую Вы занимаете, если такая должность не единственная в отделе (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).

Могу ли я уйти в отпуск по беременности и родам (больничный лист) и работать неполный день с сохранением больничного?

В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха является отпуск.

Статьей 255 ТК РФ определено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Таким образом, нахождение в отпуске по беременности и родам не предполагает возможности трудиться, в том числе и на условиях неполного рабочего времени.

Женщина, которой на основании листа нетрудоспособности предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено государственное пособие, не вправе претендовать на заработную плату, в том числе на условиях неполного рабочего времени.

Могут ли сократить мою ставку, если я в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет?

В силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5-8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), не допускается. Следовательно, организация не вправе сократить Вашу ставку.

 

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.