На вопросы отвечает Конушкина Ольга Владимировна, руководитель филиала Родительского Открытого Университета, заведующая дошкольного образовательного учреждения Шумский детский сад «Журавлик», Нижнеудинский район

06 февраля 2018

– Расскажите, пожалуйста, о детских возрастных кризисах и как их преодолеть?

– У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети. Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность: периоды плавного и спокойного усвоения информации сменяются своеобразными скачками в развитии. И хотя для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении – кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.

Каждый возрастной кризис у детей это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.

Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно помнить родителям. После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста. Тяжело родителям, но ребенку в это время еще тяжелее. Поэтому задача взрослых помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.

В детской психологии принято выделять 3 кризисных периода у детей младшего возраста:

первый период это кризис новорожденности. Наступает он примерно в 6-8 месяцев жизни ребёнка;

второй период кризис раннего детства или кризис одного года. Он проходит в период от 12 до 18 месяцев;

третий период так называемый кризис трех лет. Самый яркий из детских кризисов. Его можно ожидать в период от 2 и до 4 лет.

В различной литературе также часто встречается кризис пяти лет, но ,по сути своей, это продолжение или развитие кризиса трех лет.

Проявление возрастных кризисов у детей

Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штыки.

Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно. Родители не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на его капризность, непослушание или избалованность. Окончание кризиса подходит незамеченным, поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.

Возрастной кризис 1 года

Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания. Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам: дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.

Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов начинайте объяснять ребенку, что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя, ребенок потеряет интерес.

Возрастной кризис 3-х лет

Около трех лет у ребенка появляется потребность не только делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот кризис, ребенок понимает свое место в семейной иерархии.

Чтобы максимально спокойно пережить этот период, учитесь предоставлять ребенку возможность выбора, уважать его как личность, идти с ним на компромиссы и договариваться.

Ребенок не хочет есть кашу? Нет, скорее всего, он просто хочет настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак самый простой способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему выбрать, какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая вам, ребенок озвучит уже свое мнение: «Я выбираю на завтрак овсяную кашу». И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его мнение важно.

Важно, что выбор всегда должен быть закрытого типа с перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку, наденем вот эту красную или вот эту белую кофту?

Также не забываем, что у ребенка развивается потребность действовать самостоятельно расширяйте область действий, которые доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка.

Возрастной кризис 5 лет

Как мы уже упомянули выше, кризис пяти лет это продолжение и развитие кризиса 3 лет. Как и предыдущие это кризис самостоятельности. У ребенка появляется еще больше потребностей в самостоятельных действиях. Оценивайте его возможности и продолжайте расширять перечень дел, которые вы доверяете. В возрасте 5 лет у ребенка уже могут появиться не просто дела, но и обязанности полить цветы, подмести пол, помыть свою обувь, накрыть на стол или убрать со стола после еды, убрать свою постель после сна и так далее.

Кроме того, в возрасте 4-5 лет у ребенка начинается период повышенной потребности в общении с окружающими. Родителей часто бывает недостаточно, становится нужно общение со сверстниками, а их отсутствие может стать основой для развития кризиса 5 лет.

Возрастной кризис 7 лет

Следующим кризисом для ребенка станет кризис 7 лет это переход из детского возраста в статус школьника. Игра отходит на второй план, а познание мира ребенок продолжает уже другими способами. В жизни малыша появляются дополнительные критерии оценки его деятельности.

Как пережить кризисы у детей?

– старайтесь понять потребности ребенка в текущем возрастном кризисе;

– старайтесь смотреть на происходящее не только со своей позиции, но и с позиции ребенка;

– подстраивайтесь под ребенка. Часто яркое протекание возрастного кризиса у ребенка связано с неправильным поведением по отношению к нему самих родителей;

– будьте последовательными. Не устанавливайте запреты там, где они угрожают жизни и здоровью ребенка. Не меняйте своих решений от того, что ребенок плачет или упрашивает;

-мотивируйте свои решения на доступном ребенку языке;

– оставайтесь спокойными в любой ситуации!

Что такое ответственное родительство?

Будущее детей напрямую зависит от нас, взрослых, родителей и педагогов, и от того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания.

Что же такое ответственное родительство?

Следует исходить из того, что ответственный родитель

– это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенным к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни.

В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни.

Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качествам.

Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, педагогов и других агентов социализации.

Если проанализировать мнения специалистов, высказанных по вопросу о том, что такое ответственное родительство, можно дать понятию два измерения.

Во-первых, ответственное родительство предполагает достижение зрелости человека. Несмотря на то, что есть разные аспекты зрелости (социальной, эмоциональной, психологической, духовной, гражданской зрелости), очевидно, что речь идет о комплексной характеристике личности человека, подразумевающей успешную социализацию в обществе и достижение определенного жизненного статуса. Зрелость означает способность человека нести ответственность, прежде всего, за свою жизнь, за свои поступки. Тогда он сможет стать ответственным родителем. Если этого нет, то как-то странно ждать от него ответственности в отношении детей. Должна быть нравственная и гражданская зрелость. Именно когда человек созрел как личность, как профессионал, он и работу себе найдет, и жилье какое-то организует, и правильно построит отношения в семье, и каких-то помощников себе найдет в лице бабушек, дедушек, нянь и так далее.

Вместе с тем, зрелость предполагает и достижение жизненного статуса – получение образования, наличие работы, определенный уровень материальной обеспеченности.

Иначе говоря, зрелость в социальном плане подразумевает способность родителей создать условия для рождения и воспитания ребенка.

Во-вторых, ответственное родительство подразумевает выполнение определенных функций.

Первую группу образуют функции, связанные с удовлетворением физиологических, материальных потребностей ребенка (питание, одежда, жилищные условия).

Это базовый уровень.

Но следует подчеркнуть, что, по мнению специалистов, создание благоприятных материальных условий для рождения и воспитания ребенка является необходимой, но недостаточной характеристикой ответственного родительства.

Более того, сосредоточенность родителей исключительно на создании хороших материальных условий может приводить к безответственному родительству.

Ребенка недостаточно просто одевать, кормить и даже, может быть, нагружать его какими-то социальными, социально значимыми благами. Важно проводить с ним время, разговаривать, разбираться в каких-то его проблемах, находиться с ним в его, так сказать, психической реальности. Это главное.

Должно быть какое-то равновесие между материальным, педагогическим и психологическим действием на ребенка. То есть, как говорят, золотая середина.

Детям в семье должны прививаться определенные семейные ценности, которые помогут ему руководствоваться в дальнейшем при построении своих семейных отношений.

Хорошо, если в семье приобретены полезные навыки, такие как шить, готовить или еще что-то делать.

Существуют целые семейные традиции и профессиональные династия, когда семейный опыт и род деятельности передается последующим поколениям.

В большинстве случаев примером ответственного родительства является кто-то из близких родственников, как правило мать.

Можно привести высказывания взрослых на вопрос «Кто для вас является примером ответственного родительства?»

Мама – ответственная, заботливая»

«Мама – никогда не наказывала меня физически, только взывала к моей совести»

«Мама – привила ценности семейной жизни, справедливое отношение к людям»

«Мама – хорошо воспитала, дала образование, в трудные минуты всегда была рядом»

«Мама – внимательная, прививает много хороших качеств в человеке»

«Мама – всегда найдет добрые слова помощи»

«Мама – всегда находит подход к людям»

«Мама – всегда понимает и помогает»

«Мама – всегда рядом, когда нужно»

Отмечается, что мать чаще занимается ребенком и чаще находится с ним в отношениях диалога, способствующего взаимному пониманию, она уделяет ребенку больше времени. Мать является образцом семейной жизни, она формирует представления о ней впрок, на будущее.

Отец также рассматривается многими как пример:

«Мой отец, так как он много времени проводил со мной, приучал к труду, уделял время моей учебе».

«Мой отец, так как он никогда не оставлял меня в какой-то затруднительной ситуации, всегда давал совет, как поступить правильно».

«Мой отец. Звонит ежедневно, интересуется моими делами на работе и дома. Мне это нравится».

«Мой отец. Не могу пожаловаться на свое воспитание, т.к. всегда отец являлся примером».

«Мой отец. Он сделал из меня настоящего мужчину – ответственного, доброго».

«Мой отец. Потому что настоящий мужик».

По мнению специалистов ответственный отец – это, прежде всего любящий отец, способный установить контакт, взаимопонимание с ребенком.

Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора, с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо.

Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом, чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться, в первую очередь, не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности.

В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребенку.

Существует 5 принципов позитивного родительства:

– позволяйте ребенку отличаться от других. Это даст ему возможность открыть и развить свой особый внутренний потенциал, а также найти цель в жизни;

– позволяйте ребенку совершать ошибки. Пусть, он учится на собственных промахах, самосовершенствуется и добивается новых успехов;

– позволяйте ребенку проявлять негативные чувства. Так он научится управлять эмоциями. Это также поможет ему найти уверенность в себе, стать отзывчивым и способным работать в команде;

– позволяйте ребенку хотеть большего. Так он осознает, что он этого заслуживает, и одновременно научится откладывать удовлетворение своих желаний на потом. Важно научить ребенка мечтать о большем, но при этом радоваться тому, что есть;

– позволяйте ребенку говорить «нет». Это даст ему возможность развить волю и определить позитивное и подлинное чувство своего «я». Обладая правом говорить «нет», ребенок учится глубже осознавать свои желания, чувства и мысли. Возможность противиться авторитету – фундамент позитивного воспитания. Это тот внутренний стержень, который со временем позволит ребенку идти по жизни успешно.

Анонсы

Приглашаем к участию в конкурсе «Ответственное отцовство»

В соответствии с календарным планом Президентского грантового проекта «Наставничество – как путёвка в жизнь» в Иркутской области с июня по сентябрь 2018 года областной совет женщин проводит традиционный конкурс «Ответственное отцовство». Проводится во всех муниципальных образованиях Иркутской области.

Подробнее...

Информационно-консультационная помощь по обращениям граждан

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2018 Иркутский областной совет женщин.