На вопросы отвечает Людмила КОРШУНОВА, начальник отдела социальной адаптации отдельных категорий детей министерства образования Иркутской области, член президиума Областного совета женщин

06 октября 2016

1. Людмила Ивановна, какие условия создаются для качественного обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи?
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 сентября 2013 г. № 1082 представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении комиссии указываются:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
2. Какие нормативные документы определяют порядок получения образования ребенком-инвалидом и ребенком с ограниченными возможностями здоровья?
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе об образовании понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия), утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 сентября 2013 г. № 1082 представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении комиссии указываются:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, варианта образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
3. Уважаемая Людмила Ивановна! Я сирота, учусь в институте на последнем курсе. Мне сообщили, что по окончанию института, я могу получить денежную сумму. Это правда? Если да, то какую?
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 500-ФЗ)
В период обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по основным образовательным программам, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по основным образовательным программам по очной форме за счет средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.
ст. 6, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" {КонсультантПлюс}4. Здравствуйте, меня зовут Екатерина. Я проживаю в городе Усолье-Сибирское, Иркутской области. Моей дочери в марте 2016 года исполнилось 3 года, она является ребенком-инвалидом (диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 ст.) У нас в городе есть только одна группа детского сада для таких деток. 19 мая мы прошли комиссию (ПМПК), где нам было рекомендовано посещение данной группы, т.к. сопутствующих заболеваний (таких как задержка психического развития, нарушение умственной деятельности) у ребенка нет. Мне не ясно кто формирует группу? По каким критериям? И сколько все же детей должно быть в данной группе? Спасибо
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, в связи с чем, в каждом муниципальном образовании разрабатывается Порядок приема детей в образовательную организацию.
В городе Усолье-Сибирское прием детей в муниципальные дошкольные образовательные организации осуществляется на основании Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» от 7 февраля 2014 года № 242 (далее – Порядок). При приеме ребенка в дошкольную образовательную организацию муниципальными органами управления образованием, в обязательном порядке учитываются: дата обращения родителей (законных представителей) с заявлением на устройство ребенка (детей), наличие права на первоочередное (внеочередное) предоставление места, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания детей.
В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В соответствии с Порядком комплектование дошкольных образовательных организаций города Усолье – Сибирское осуществляется в период с 1 июня по 31 августа 2016 года отделом образования муниципального образования города Усолье – Сибирское, вопрос о приеме ребенка в желаемую дошкольную образовательную организацию будет рассмотрен в вышеуказанный период.
Дополнительно сообщаем, что прием граждан по вопросам оказания услуг дошкольного образования осуществляется управлением образования администрации города Усолье-Сибирское в понедельник с 13.00 до 17.00 часов и в среду с 8.00 до 12.00 часов по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Б. Хмельницкого, дом 30.
Рекомендуем Вам обратиться с личным заявлением в отдел образования муниципального образования города Усолье – Сибирское.
Сообщите информацию, кто относится категории дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья?
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
6. Меня интересует вопрос, как может быть организовано обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья?
В соответствии со статьей 79 Закона об образовании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов – в соответствии с ИПР инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях, как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (СКОУ), в отдельных классах, группах (коррекционных классах, группах), так и совместно с другими обучающимися.
Вопрос об определении формы и степени интеграции, инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательную среду определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
7. Сообщите, пожалуйста, подробнее о предоставлении услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА).
Согласно приказа Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПРА руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:
а) направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);
б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПРА ребенка-инвалида.
Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
8. Каким документом регламентируется прием несовершеннолетних детей на обучение?
Зачисление в образовательные организации детей с ограниченными возможностями здоровья регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
Я воспитываю ребенка-инвалида и хотела уточнить, обязательны ли к исполнению рекомендации для ребенка – инвалида и ребенка с ОВЗ, указанные в ИПРА и заключении ПМПК?
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер ребенка с инвалидностью (они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и /или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
Обязательно ли согласие родителей на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе?
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого – медико-педагогической комиссии (статья 55, пункт 3 Закона об образовании в Российской Федерации).
11. Подскажите, какую помощь включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь?
Детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, предусматривается оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
12. Подскажите пожалуйста, можно ли в соответствии с законом об образовании оставлять обучающихся на повторный год обучения в начальной школе?
Да, указанный закон это допускает.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
13. ПМПК рекомендует ребенку индивидуальное обучение на дому. Насколько это правомерно?
В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
14. Скажите, как поступать родителям, если ребенка переводят на домашнее обучение?
Организация образовательной деятельности для детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида. Согласно ч. 2 ст. 79 Закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Согласно ч.4 указанной статьи образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии со п. 3 ст. 44 Закона родители имеют право выбиратьдо завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Формы получения образования обозначены в статье 17 Закона. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Вы как родитель имеете право защищать права и интересы ребенка. Если вы хотите, чтобы ребенок обучался в школе, вы можете обратиться в органы управления образования с просьбой предоставить информацию об образовательных организациях, которые обучают детей по адаптированным программам и решить вопрос о переводе ребенка с получения образования на дому на получение образования в школе. Также вы можете варьировать и сочетать обе формы получения образования.
Нахождение животного на территории образовательной организации является нарушением норм СанПиН. Как быть с собакой поводырём?
В соответствии с требованием приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника осуществляется при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника, если незрячий человек приходит в ее сопровождении на занятия
Какое наибольшее количество часов может быть выделено ребенку инвалиду при дистанционном обучении?
Нормативно не закреплено. На основании ст. 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Правила применения образовательной организацией электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ и/ или дополнительных программ определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2.
Какими нормативными актами устанавливается порядок профессионального обучения лиц с различными формами умственной отсталости?
Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо обстоятельств получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В соответствии с частью 13 статьи 60 Закона и приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении.
Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку данная категория обучающихся не усваивает в процессе получения образования уровень общего образования, установленный федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, и не проходит государственной итоговой аттестации. В то же время названное свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292.
В соответствии с пунктами 8, 9, 10 статьи 79 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляются профессиональных образовательных организациях на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В таких организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
В соответствии с частью 6 статьи 68 Закона обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно. В связи с изложенным, лица с умственной отсталостью могут получить аттестат об основном общем образовании и профессиональное образование.
18. Какими нормативными документами определяется предельная наполняемость классов, групп для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности – приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (далее – Порядок № 1014) (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., рег. № 30038) и от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – Порядок № 1015) (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г., рег. № 300670).
Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок № 1008) (зарегистрирован в Минюсте России 27 ноября 2013 г., рег. № 30468) устанавливаются требования к образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Согласно пункту 20 Порядка № 1014, пункту 22 Порядка № 1015 и пункту 20 Порядка № 1008 численность учащихся с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе, классе устанавливается до 15 человек.
Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) – не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
Устройство, содержание и организация работы дошкольных образовательных учреждений и (или) групп компенсирующей и комбинированной направленности должны соответствовать требованиям настоящих СанПин.
В постановлении главного санитарного врача от 10 июля 2015 г. № 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» даны разъяснения по количеству обучающихся в классах.
19. Какими приказами утверждены федеральные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
20. Для каких детей составляется индивидуальный образовательный план (ИОП)?
Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках школы.
ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения.

Приглашаем принять участие в работе пленарного заседания форума областного совета женщин

20 сентября 2017 г. в 11:00 в г. Иркутске, в актовом зале Администрации г. Иркутска (ул. Ленина, 14), состоится областной форум советов женщин и советов отцов Иркутской области «Крепкая семья – стабильное государство»

В повестке дня:

– Подведение итогов совместной деятельности в рамках Президентского грантового проекта «Родительский долг»

– Актуальные задачи в создании условий для безопасного и комфортного детства в Иркутской области.

– Повышение роли семьи и отцов в воспитании и социализации детей в современных условиях.

– Опыт работы совета отцов Тайшетского района по поддержке неполных семей с детьми и организации занятости подростков.

– Задачи на 2018 год советов женщин и советов отцов Иркутской области.

– Подведение итогов областного конкурса 2017 года «Ответственное отцовство» и награждение победителей.

В работе форума примут участие представители органов государственной власти и местного самоуправления, Общественной палаты Иркутской области, члены Президиума Областного совета женщин, председатели советов женщин и советов отцов МО Иркутской области, представители Ассоциации председателей советов отцов и Ассоциации руководителей клубов молодых семей Иркутской области, родительской и педагогической общественности и др.

Программа форума

Приглашаем всех заинтересованных лиц. 

Акция-флешмоб ко Дню воспитателя детского сада и всех работников дошкольных учреждений

Дорогие родители и дети! Нынешние и бывшие воспитанники детских садов! Предлагаем поздравить ваших любимых воспитателей и помощников воспитателей в соцсетях, присоединившись к флешмобу!

Акция-флешмоб ко Дню воспитателя детского сада и всех работников дошкольных учреждений (27 сентября) в период с 1 сентября по 27 сентября 2017 в соцсетях инициирована Иркутским областным советом женщин.

Флэшмоб проводится по инициативе Областного совета женщин в рамках Федерального партийного проекта Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ «Детские сады – детям» в Иркутской области совместно с Общественным советом ФПП «ДЕТСКИЕ САДЫ – ДЕТЯМ» и

Региональным отделением Всероссийской общественной организации «Воспитатели России».

Для участия в акции необходимо:

– в период с 1 по 27 сентября разместить фотографию воспитателя, детского образовательного учреждения или фрагмент общей детсадовской фотографии в соцсети, пользователем которой является участник акции.

– публикация должна сопровождаться с хэштегами #мойлюбимыйвоспитатель, #воспитателироссии, #женсоветкоднювоспитателя, #деньвоспитателя2017

– публикация сопровождается поздравлением и словами благодарности воспитателю или коллективу детского сада, который посещает или посещал ребенок участника, либо он сам.

Обращаем внимание!

При публикации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» не должны указываться персональные данные третьих лиц, могут быть указаны ФИО и номер дошкольного учреждения.

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2017 Иркутский областной совет женщин.