О проекте «Родительский долг»

10 октября 2016

1. ВВЕДЕНИЕ

Иркутский областной совет женщин (далее ОСЖ) является региональным отделением Российской общественной организации «Союз женщин России» и работает по программе головной организации «Равенство. Развитие. Мир в XXI веке». Одно из главных направлений этой программы «Крепкая семья – стабильное государство». Именно оно стало системообразующей деятельностью всех первичных организаций ОСЖ в последние годы. При этом был избран проектный метод работы, который позволяет учитывать и объединять все ресурсы на территории (в том числе человеческие), четко определять цели и задачи, разрабатывать критерии и показатели в работе, и таким образом, добиваться практических результатов.

В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 -2017 годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации и ее субъектов. В Иркутской области принят ряд важных стратегических документов, который позволил целенаправленно решать актуальные проблемы в области семейной и демографической политики. Наряду с федеральными, в области действует 10 нормативных правовых актов регионального значения, направленных на реализацию 19 наиболее приоритетных мер социальной поддержки детей и семей, имеющих детей.

В последние годы в области произошло довольно большое вложение финансовых средств в образование, здравоохранение, культуру, что позволило ввести дополнительные места в детских садах, существенно обновить материальную базу и оборудование в организациях социальной сферы, и таким образом, улучшить доступность и качество предоставляемых услуг семьям и детям. Общий объем привлеченных средств на реализацию подпрограммы «Дети Приангарья» в 2015 году составил более 11 700,0 тыс. рублей.

С целью уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей, в регионе создана сеть организаций социального обслуживания для проведения профилактической работы с неблагополучными семьями: действует 6 центров и 41 отделение помощи семье и детям, 10 отделений сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, 27 отделений по сопровождению замещающих семей, в 204-х отдаленных сельских поселениях работает 211 специалистов по типу «участковый социальный работник».

Проводимый комплекс мероприятий по реализации Национальной (Региональной) стратегии действий в интересах детей на региональном и муниципальном уровнях дал определенные положительные результаты. Произошло сокращение числа детей-сирот, совсем недавно оно превышало 21 тысячу, сегодня – 19. Впервые пропорция между истинными сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, начала меняться в пользу первых. Это говорит о том, что работа с семьями, находящимися в опасном социальном положении, значительно улучшилась, большее число детей остается с кровными родителями.

Всего в Иркутской области на учете в органах опеки состоит 19 606 детей. Более 80% из них живут и воспитываются в семьях. В учреждениях социального обслуживания или здравоохранения находится 3 тыс. 385 детей (в 2009 году их было 7 тыс. 743, то есть 2,3 раза больше).

Свой вклад в решение семейных и детских проблем внесли и первичные организации Иркутского областного совета женщин: советы женщин, советы отцов, клубы молодой семьи ряда муниципальных образований Иркутской области (г.г. Зима, Саянск, Свирск, Черемхово, Усолье-Сибирское, Тайшет; районы: Балаганский, Тайшетский, Тулунский, Зиминский, Чунский, Нижнеудинский, Усольский, Казачинско – Ленский, Катангский, Усть-Удинский и др.). Они оказывают помощь нуждающимся семьям, помогают в трудоустройстве безработных родителей, участвуют в работе Школ приемных родителей, организуют работу филиалов Родительского Открытого Университета и др.

Опыт этих организаций и объединений в решении проблем семьи и детства начинает системно оформляться в рамках базового проекта «РЕБЕНОК, ОБЩЕСТВО, СЕМЬЯ – СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА» («РОССТ»), который успешно реализуется Иркутским областным советом женщин во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, образовательными организациями (детскими садами, школами, вузами), широкой общественностью с 2013 года.

В течение трех лет проект является победителем областного конкурса «Губернское собрание общественности». Его главная цель – улучшение условий и качества жизни детей на основе создания эффективных механизмов взаимодействия и сотрудничества государственных и общественных структур в каждом муниципалитете. Проект направлен на реализацию планов Национальной (Региональной) стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Он имеет научно-методическое сопровождение (научный руководитель проекта – зав. кафедрой педагогики Педагогического института Иркутского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Е.Л. Федотова).

Проектная деятельность в рамках базового системного проекта «РОССТ» позволяет ежегодно актуализировать региональные задачи в сфере семьи и детства и решать их в рамках отдельных тематических направлений (проектов).

За последние три года ОСЖ реализовал четыре таких тематических проекта: 1) «ПРИАНГАРЬЕ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»; 2) «РОДИТЕЛЬСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»; 3) ОТЦЫ И ДЕТИ»; 4) ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЖЕНСОВЕТ+». Все проекты являются победителями конкурсов (областного конкурса «Губернское собрание общественности» и Президентского конкурса поддержки СО НКО).

В преддверии 40-летия Иркутского областного совета женщин (в феврале 2017 года) вся основная деятельность общественной организации пройдет под девизом: «40 добрых дел к Юбилею!». Проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ» – одно из таких добрых дел.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

Несмотря на то, что в целом в Иркутской области прослеживается положительная динамика в решении проблем семьи и детства, темпы этих изменений незначительные. Это объясняется тем, что многие существующие проблемы имеют глубокие корни. Ежегодно появляются вновь осиротевшие дети при живых родителях. Одна из причин – неготовность молодых людей к семейной жизни, к ответственному материнству и отцовству.

Среди других причин следует отметить несвоевременное выявление кризисных ситуаций в семье, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственная разобщенность, недостаточная распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению, отсутствие действенных механизмов взаимодействия и сотрудничества государственных и общественных структур и др.

Положение детей в регионе остается тревожным и опасным по ряду показателей, о чем свидетельствуют следующие факты:

1. Число социальных сирот хотя и уменьшается, но остается очень высоким. По данным заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Т.И. Плетан (из выступления на конференции Иркутского областного совета женщин 12.11.15г.) в настоящее время в регионе проживает 19 836 детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 3,6 процента от общей численности детского населения Иркутской области (всего детей 548 477 чел.). Приходится констатировать, что неконтролируемый рост социального сиротства в области продолжается, каждый год выявляются новые дети, оставшиеся без попечения родителей. Вызывает тревогу и число детей, возвращаемых из замещающих семей (в 2015 г. – 488).

2. Продолжает оставаться высоким число родителей, лишенных родительских прав (более 1000 человек). Практически не снижается количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (более 1000 в год). По информации руководителя СУ СКР по Иркутской области А.Ю. Бунёва (из интервью порталу «ИрСити» 02.01.2016г.), от посягательств родителей за 2015 год пострадало в 1,5 раза больше детей.

3. Иркутская область, к сожалению, по-прежнему находится в лидерах по количеству суицидов среди детей и подростков. В 2014 году в регионе покончили жизнь самоубийством 28 детей, в 2015г. – 23. Анализ совершённых суицидов показал: большинство из них приходится на подростков от 15 до 17 лет. Основными причинами, толкающими детей на подобный шаг, специалисты называют конфликты с взрослыми, проблемы со сверстниками, несчастную любовь. Вместе с тем, родители часто не придают значения таким причинам, многие пребывают в неведении этих проблем, другие не знают, как действовать в подобных ситуациях.

4. В Иркутской области отмечается большое количество разводов: в 2014 году –14057; в 2015 году – 11896, в I квартале 2016 года – 3179. При этом, число зарегистрированных браков: в 2014 году – 21848; в 2015 году – 21367; в I квартале 2016 года –3495). Таким образом, в Iквартале 2016 года число разводов приближается к числу зарегистрированных браков.

К сожалению, общество, довольно равнодушно относится к сложившейся ситуации, к тому, что ребенок воспитывается в неполной семье, без отца. Базовые духовно-нравственные и семейные ценности сегодня как никогда нуждаются в серьезной защите. Практика показывает, что зону социального неблагополучия пополняют не только малоимущие и многодетные семьи, но и педагогически несостоятельные, проблемные семьи, которые живут под одной крышей, как они считают, ради детей («семьи – «пустышки» или «пустые оболочки»). На самом деле, дети в таких семьях страдают так же, как и в тех, которые принято считать неблагополучными. Родители во многих таких семьях ведут свободный образ жизни, не занимаются воспитанием детей. Довольно часто в таких семьях наблюдается насилие над членами семьи, в том числе над детьми.

5. Многие семьи распадаются из-за пьянства родителей. Страдают все, но в первую очередь дети. А некоторые отцы, а иногда и матери, сами вовлекают своих детей в пьянство. По итогам 9 месяцев 2015 года на 18,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество родителей, привлеченных к ответственности за спаивание детей. Иркутская область занимает 47 место среди 85 регионов России в национальном рейтинге трезвости.

6. Еще одной большой бедой является тот вопиющий факт, что более 50 тысяч детей в Иркутской области не получают алименты от своих родителей (по данным управления ФССП России по Иркутской области долг превысил 6 млрд. рублей). Не только отцы, но и матери нередко бросают детей на произвол судьбы. Отмечается, что такой тяжелой ситуации нет в соседних субъектах Российской Федерации. В области числится 32,5 тыс. должников по выплате алиментов на 2.5 млн. чел. населения области, т.е. 1.3 %. Это – третий результат по стране (впереди только г. Москва, где на 10,5 млн. человек приходится примерно такое же количество должников – 33 тыс., и Московская область). Причем от уплаты алиментов уклоняются не только небогатые, но и обеспеченные люди, и даже люди, занимающие высокие посты. Они умышленно уходят от выполнения своих обязательств – переписывают имущество, прячут счета в банках, соглашаются на выплату зарплаты в конвертах. Каждый пятый должник живет в г. Иркутске и, как правило, имеет работу. Ежегодно через Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области проходят исполнительные документы о выплате алиментов в отношении порядка 46 тыс. детей.

Эти цифры являются следствием негативных социальных явлений в обществе. За ними кроются горькие судьбы детей. Каждый год около 2 тыс. человек получают судимость за злостное уклонение от выплаты алиментов. Но, к сожалению, и эта мера далеко не всех приводит на путь исправления.

1 июня 2015 года, в День защиты детей, в структуре Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области был открыт новый специализированный отдел по вопросам алиментных платежей по Иркутску и Иркутскому району. Это в определенной мере должно отразиться на результатах работы по взиманию алиментов с должников. Вместе с тем, очевидно, что бороться с этим позорным явлением необходимо всем миром. Дополнительное выделение финансов, создание новых государственных структур по работе с семьей и детьми, строительство новых детских домов и приютов решают только часть проблем, но не избавляют женщин и детей от социальной несправедливости, от одиночества, жестокости и насилия в семье, от равнодушия общества, а порой и бездействия официальных ответственных лиц.

Обозначенные проблемы невозможно решить только административным путем. Должны быть включены общественные ресурсы, совместные усилия в проведении комплекса информационных, просветительских, организационных и др. мер, ориентированных на создание и эффективное использование механизмов саморегулирования, общественного контроля и поддержки в деле обеспечения безопасности детей, их воспитания и социализации.

Необходимо подключить к этой работе советы женщин, советы отцов, клубы молодой семьи, другие общественные организации и объединения по месту жительства, занимающиеся вопросами семейного неблагополучия и поддержки детства, а также педагогическую и родительскую общественность, национальные диаспоры по месту жительства и др.

Для этого необходима координация работы на уровне каждого муниципалитета социальных служб, института уполномоченного по правам ребенка, правоохранительных и надзорных органов, комиссии по делам несовершеннолетних, родительской и педагогической общественности, образовательных и иных организаций, общественных объединений, действующих в сфере защиты семьи и детства.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

1) человеческий ресурс приобретает все большее значение в работе по сохранению и защите детства и становится определяющим фактором ее эффективности;

2) основной вектор семейной политики и детство сбережения и основные ресурсы должны быть направлены не на ликвидацию последствий неблагополучия в семье, а на профилактику социального сиротства, формирование ответственного материнства и отцовства, утверждение духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей;

3) реализация всех принимаемых планов и программ по защите детства и формированию ответственного материнства и отцовства должна осуществляться с широким участием общественности и координироваться на всех уровнях власти. Только комплексный и системный подход и интеграция усилий всех органов власти и институтов гражданского общества способны изменить ситуацию в этой сфере;

4) СО НКО во взаимодействии с органами местного самоуправления, родительской и педагогической общественностью должны активизировать все местное сообщество на совместное решение острых проблем семей и детей, раннюю профилактику социального сиротства, утверждение в обществе традиционных семейных ценностей и модели ответственного родительства.

Следуя этим выводам, ОСЖ определил в качестве основного направления деятельности в рамках базового системного проекта «РОССТ» в 2016 году тему поддержки и защиты детей в семьях, в которых родители ведут аморальный образ жизни, уклоняются от выплаты алиментов. Данное направление работы будет реализовано в рамках тематического проекта «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ».

Название проекта символично. Оно отражает многоаспектность этой нравственной категории и трактуется как в широком смысле, так и в его предметном практическом воплощении – как долг родителей детям по выплатам алиментов. Известно, что алименты – это только компенсация родителя за то, что он не может находиться рядом с ребёнком постоянно, но может оказать посильную материальную помощь. На самом деле мы знаем, что никакие подарки и деньги не заменят ребёнку тепло родительской ласки, любви и внимания. В семьях же, где отец (мать) не платят алименты, дети лишаются одновременно и родительской заботы, и средств к существованию.

В рамках проекта намечена реализация комплекса мер (правовых, психолого-педагогических, медицинских, социальных, экономических и др.) по оказанию помощи и поддержки данной категории семей с детьми, запланировано проведение широкой информационно – просветительской работы по утверждению в обществе норм нравственности и морали, ответственного материнства и отцовства. Предполагается работа по развитию клубов молодой семьи, разных форм организованного семейного досуга. Одновременно, намечено проведение акций по распространению социальной рекламы, осуждающей поведение безответственных родителей,

Для преодоления культурной и нравственной деградации, социальных болезней необходима гражданская солидарность, сложение воедино всех сил – и советов женщин, и советов отцов, и ветеранских, и молодежных организаций, самих семей, готовых способствовать нравственному и духовному возрождению нации.

Одной из форм гражданской солидарности, гражданского участия и механизмов демократии Президент РФ В.В. Путин назвал общественный контроль. Советы женщин и советы отцов, в первую очередь, должны заявить в полный голос о недопустимости такого позорного явления в жизни детей, как «безотцовщина» при живых отцах, «социальное сиротство» при живых родителях и организовать общественный контроль за исполнением действующего законодательства в сфере защиты детей, в частности своевременных выплат алиментов, и выполнением родительского долга.

В рамках проекта «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ» ОСЖ намерен объединить усилия и ресурсы всех общественных организаций и объединений по месту жительства, чья деятельность связана с решением проблем семьи и детства – советов женщин, советов отцов, комитетов солдатских матерей, отделений многодетных семей, клубов молодой семьи и др.) и во взаимодействии с органами власти решить поставленные задачи.

В целом, проект направлен на укрепление взаимодействия государственных и общественных структур в вопросах защиты детей, их готовности последовательно защищать непреходящие человеческие ценности, среди которых крепкая, полная, нравственно и физически здоровая семья – одна их самых главных. Именно такой мы видим российскую семью, и за такую семью вместе будем бороться.

3. ЗНАЧИМОСТЬ И НОВИЗНА

Проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ» ставит и решает не только нравственные и воспитательные задачи, но и нацеливает общественность во взаимодействии с органами местного самоуправления, правопорядка, организациями системы социальной защиты, образования и др. на конкретные меры по поддержке семей, в которых дети не получают алименты от родителей.

Это меры правового, социального, медицинского, экономического характера. При необходимости таким семьям будет оказана психолого-педагогическая помощь, а также помощь детям в приобретении им необходимых вещей – спортивной одежды, школьной формы, учебных принадлежностей и др. Очевидно, потребуется взаимодействие со службой занятости, и с представителями бизнес-сообщества по созданию дополнительных рабочих мест и помощи безработным родителям в трудоустройстве. И, конечно, это должно быть развитие различных форм организованного семейного досуга по месту жительства и вовлечение в него семей с детьми (клубы молодой семьи, школы выходного дня, спортивные соревнования, турниры и пр.)

Проведение комплекса практических мер по оказанию различных форм поддержки определенным категориям семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (в данном случае – это семьи, в которых дети не получают алименты) – уже проверенная Иркутским областным советом женщин технология, хорошо зарекомендовавшая себя в реализованном ранее проекте «ОТЦЫ И ДЕТИ». Предварительное проведение мониторинга условий жизни таких семей позволяет сделать помощь оперативной и адресной.

Значимость и новизна проекта – в объединении усилий и наращивании ресурсов государственных и общественных структур в решении семейного неблагополучия через развитие эффективных механизмов взаимодействия и сотрудничества при проведении мероприятий на муниципальном уровне, в числе которых:

– организация (совершенствование) работы Координационных советов по работе с семьей и детьми с участием представителей советов женщин, советов отцов и др. общественных объединений;

– вовлечение родителей в работу филиалов «Родительского Открытого Университета» по месту жительства;

– организация общественного контроля за исполнением действующего законодательства в сфере защиты детей;

– создание (развитие) советов отцов;

– создание (развитие) клубов молодых семей;

– проведение совместных акций и благотворительных концертов в поддержку детей, не получающих алименты от родителей;

– проведение акций по распространению социальной рекламы, осуждающей поведение безответственных родителей;

– проведение благотворительных акций в поддержку неполных семей и др.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ

Улучшение положения и условий жизни детей в Иркутской области в семьях, в которых дети не получают алиментов от отца (матери)

ЗАДАЧИ

1. Провести (совместно с организациями социальной защиты, образования и при поддержке правоохранительных и надзорных органов, КДН), мониторинг условий жизни детей, проживающих в семьях, в которых отец (мать) уклоняются от выплаты алиментов.

2. Создать (обновить) муниципальный банк данных о таких семьях с целью своевременного подключения государственных и муниципальных структур к проведению комплекса мер (правовых, психолого-педагогических, медицинских, социальных, экономических и др.) в решении обозначенных проблем.

3. Организовать общественный контроль за исполнением действующего законодательства в сфере защиты детей на предмет своевременных выплат алиментов родителями.

4. Провести комплекс организационных, информационно-просветительских, благотворительных мероприятий на муниципальном уровне, направленных на утверждение семейных и духовно-нравственных ценностей, формирование ответственного родительства, совершенствование форм работы филиалов Родительского Открытого Университета, социальную рекламу по пропаганде здорового образа жизни и борьбе с негативными явлениями, акции и благотворительные концерты в поддержку детей, не получающих алименты от родителей.

5. Обеспечитьинформационно-методическое сопровождение проекта, повышение квалификации кадров для его реализации. Обобщить и распространить:

1) положительный опыт работы общественных организаций и объединений по выполнению целей и задач проекта, оказанию помощи семьям, в которых отец (мать) уклоняются от выплаты алиментов;

2) положительный опыт семейного воспитания, активное участие отцов в жизни и воспитании детей.

5. ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На региональном уровне

На муниципальном уровне

ЗАДАЧА 1.

Провести (совместно с КДН, организациями социальной защиты, образования и при поддержке правоохранительных и надзорных органов), мониторинг условий жизни детей, проживающих в семьях, в которых отец (мать) уклоняются от выплаты алиментов

1. Разработать следующие нормативно-правовые документы:

1) Положение о мониторинге условий жизни детей, проживающих в семьях, в которых отец (мать) уклоняются от выплаты алиментов, направить в МО Иркутской области;

2) примерное Соглашение о сотрудничестве с партнерами в рамках проекта «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ».

2. Подготовить и провести семинар для председателей советов женщин, советов отцов, других участников по организации и запуску проекта в МО Иркутской области, его содержательному наполнению (с участием партнеров).

3. Включить дополнения в действующие Соглашения о сотрудничестве с профильными министерствами и ведомствами по развитию сотрудничества в рамках данного проекта.

4. Подготовить и направить письма в органы местного самоуправления, в организации (системы социальной защиты, образования, здравоохранения), КДН, правоохранительные и надзорные органы о поддержке данного проекта и содействии в его реализации.

5. Подготовить методические рекомендации по проведению мониторинга в МО Иркутской области на предмет обследования условий жизни семей с детьми, в которых отец (мать) уклоняется от выплаты алиментов, направить в МО Иркутской области

1. Провести следующую организационную работу:

1) рассмотреть данный вопрос на заседаниях Координационного совета МО по работе с семьей и детьми, рекомендовать всем субъектам семейной политики и детство сбережения принять активное участие в реализации проекта;

2) заключить соглашения о сотрудничестве в рамках проекта с партнерами (КДН, организации системы социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительные и надзорные органы и др.);

3) создать рабочую группу по реализации проекта, включить представителей первичных общественных организаций ОСЖ и других общественных объединений, работающих в сфере поддержки семьи и детства (по согласованию), подобрать добровольцев, волонтеров;

4) провести учебу для активистов общественных объединений, участвующих в проекте, ознакомить с нормативно-правовыми документами;

5) разработать календарный план реализации проекта на период январь-октябрь, 2017 года.

2. Организовать (совместно с партнерами) проведение мониторинга условий жизни семей с детьми, в которых отец (мать) уклоняется от выплаты алиментов. Результаты мониторинга обобщить, составить муниципальный банк данных о таких семьях,представить его

– в органы местного самоуправления;

– в ОСЖ

ЗАДАЧА 2

Создать (обновить) муниципальный банк данных о данной категории семей с целью своевременного подключения государственных, муниципальных и общественных структур к проведению комплекса мер (правовых, психолого-педагогических, медицинских, социальных, экономических и др.) в решении обозначенных проблем

1. Создать региональный банк данных о семьях с детьми, в которых отец (мать) уклоняется от выплаты алиментов (в разрезе муниципалитетов).

2. Проработать вопрос с министерством социального развития, опеки и попечительства по дальнейшей поддержке данной категории семей (в соответствии с региональным банком данных)

 

1. Создать (обновить) муниципальный банк данных о семьях с детьми, в которых отец (мать) уклоняется от выплаты алиментов

2. Организовать оказание необходимой помощи и поддержки данной категории семей (правовую, социальную, медицинскую, психолого-педагогическую, материальную, помощь в трудоустройстве и др.)

ЗАДАЧА 3

Организовать общественный контроль за исполнением действующего законодательства в сфере защиты детей на предмет своевременных выплат алиментов родителями

 

1. Подготовить методические рекомендации по проведению общественного контроля за исполнением действующего законодательства в сфере защиты детей на предмет своевременных выплат алиментов родителями, направить в МО Иркутской области

(апрель, 2017г.)

2. Обсудить итоги общественного контроля за исполнением действующего законодательства в сфере защиты детей на предмет своевременных выплат алиментов родителями на совместном заседании комиссий Общественной палаты Иркутской области (комиссии по развитию гражданского общества и комиссии по образованию и науке), принять необходимые рекомендации

(август, 2017г.)

1. Организовать инструктаж представителей общественных объединений, участвующих в общественном контроле

(май, 2017г.)

2. Организовать проведение общественного контроля за исполнением действующего законодательства в сфере защиты детей на предмет своевременных выплат алиментов родителями в соответствии с методическими рекомендациями. Обсудить результаты на заседании Координационного совета МО по работе с семьей и детьми, принять необходимые рекомендации

(июнь – июль, 2017г.)

 

ЗАДАЧА 4

Провести комплекс организационных, информационно-просветительских мероприятий на муниципальном уровне, направленных на утверждение семейных и духовно-нравственных ценностей, формирование ответственного родительства, совершенствование форм работы филиалов Родительского Открытого Университета, социальную рекламу по пропаганде здорового образа жизни и борьбе с негативными явлениями, акции и благотворительные концерты в поддержку детей, не получающих алименты от родителей

 Провести на региональном уровне следующие мероприятия:

1. Акцию по распространению социальной рекламы, осуждающей поведение безответственных родителей (совместно с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области), включающую:

1) выступления активистов ОСЖ в СМИ;

2) демонстрацию видеороликов на телевидении

(март-апрель, 2017г.).

2. Областные конкурсы (второй этап):

1) «Почетная семья Иркутской области»

2) «Ответственное отцовство»

3) «Женщина, меняющая мир»

4) «Советы женщин и советы отцов за духовное и нравственное возрождение России» (итоги реализации проекта «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ»):

(март-октябрь, 2017г.)

3. Благотворительный концерт в г. Иркутске (с участием Фонда «Семья Прибайкалья», Ассоциации председателей советов отцов Иркутской области, студентов вузов) в поддержку нуждающихся семей, в которых дети не получают алименты от родителей

( июнь, 2017г.)

4. Областная акция «Соберем детей в школу» (в поддержку неполных семей, в которых дети не получают алименты от отца или матери)

(сентябрь, 2017г.)

5. Форум советов женщин, советов отцов Иркутской области, педагогической и родительской ответственности (с участием Общественной палаты Иркутской области, органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и надзорных органов) по теме

«КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – СТАБИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО»

(ноябрь, 2017г.)

Провести на муниципальном уровне мероприятия в соответствии с планом реализации проекта:

акции, социальную рекламу, круглые столы, тематические занятия Родительского Открытого Университета, Дни молодой семьи и др.

(март – апрель, 2017г.).

2. Муниципальные конкурсы (первый этап):

1) «Почетная семья Иркутской области»

2) «Ответственное отцовство»

3) «Женщина, меняющая мир»

4) «Советы женщин и советы отцов за духовное и нравственное возрождение России» (итоги реализации проекта РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ»)

(март – октябрь, 2017г.)

3. Благотворительные концерты в МО Иркутской области (с участием творческих коллективов, советов отцов, благотворителей) в поддержку нуждающихся семей, в которых дети не получают алименты от родителей

(июнь, 2017г.)

4. Акции в МО Иркутской области «Соберем детей в школу» (в поддержку неполных семей, в которых дети не получают алименты от отца или матери)

(сентябрь, 2017г.)

5. Городские и районные конференции советов женщин и советов отцов по подведению итогов работы по реализации тематического проекта «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ» (в рамках IV этапа базового системного проекта «РОССТ»)

(ноябрь, 2017г.)

ЗАДАЧА 5

Обеспечитьинформационно-методическое сопровождение проекта, повышение квалификации кадров для его реализации. Обобщить и распространить:

1) положительный опыт работы общественных организаций и объединений по выполнению целей и задач проекта, оказанию помощи семьям, в которых отец (мать) уклоняются от выплаты алиментов;

2) положительный опыт семейного воспитания, активное участие отцов в жизни и воспитании детей

1. Своевременно направлять в муниципальные образования информационные и методические материалы, ежеквартально проводить обсуждение хода реализации проекта с приглашением организаторов проекта, анализировать промежуточные результаты, оказывать консультационную помощь.

2. Подготовить и опубликовать в областных СМИ, на сайте ОСЖ:

1) положительный опыт работы районных и городских советов женщин, Ассоциации председателей советов отцов Иркутской области, Ассоциации клубов молодой семьи Иркутской области, других общественных организаций и объединений по выполнению целей и задач проекта, оказанию помощи семьям, в которых отец (мать) уклоняются от выплаты алиментов;

2) положительный опыт семейного воспитания, активного участия отцов в жизни и воспитании детей (участников и победителей конкурсов др.)

1. Обеспечить всех участников проекта необходимыми информационными и методическими материалами, проводить индивидуальные консультации для участников проекта (при необходимости с приглашением специалистов организаций социальной защиты, образования и др., по согласованию с ними).

2. Подготовить и опубликовать в районных и городских СМИ, на сайтах органов местного самоуправления:

1) положительный опыт работы советов женщин, советов отцов, клубов молодой семьи, других общественных организаций и объединений муниципальных образований по выполнению целей и задач проекта, оказанию помощи семьям, в которых отец (мать) уклоняются от выплаты алиментов;

2) положительный опыт семейного воспитания в МО Иркутской области, активного участия отцов в жизни и воспитании детей (участников и победителей конкурсов и др.)

6. ГЕОГРАФИЯ

Муниципальные образования второго уровня Иркутской области (городские округа и муниципальные районы), всего 40, в том числе 8 городов и 32 района Иркутской области.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ

ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

 Рост общественной активности и гражданской ответственности населения, в том числе родителей

 

1. Увеличение численности:

1) районных и городских советов женщин не менее чем на 20%;

2) районных и городских советов отцов не менее чем на 20%;

3) районных и городских клубов молодой семьи не менее чем на 20%;

4) филиалов Родительского Открытого Университета не менее чем на 30%;

5) слушателей (родителей) филиалов Родительского Открытого Университета не менее чем на 30%

 Рост активности первичных организаций и объединений Иркутского областного совета женщин (советов женщин, советов отцов, комитетов солдатских матерей, отделений многодетных матерей, клубов молодой семьи и др.) в решении вопросов семейного неблагополучия и поддержки детей в МО Иркутской области

1. Выполнение плана по реализации проекта в МО (не менее чем на 80%);

2. Качество проведенных мероприятий, их актуальность и общественная значимость (наличие отзывов участников мероприятий, не менее 3)

 Активизация деятельности добровольцев (волонтеров) в осуществлении социально значимых проектов в МО Иркутской области

1. Увеличение количества добровольцев (волонтеров) в МО, охваченных проектной деятельностью (не менее чем на 20%)

Сокращение общего долга по невыплатам алиментов детям в Иркутской области. Улучшение положения и условий жизни детей в семьях, в которых родители уклоняются от выплаты алиментов

1. Уменьшение числа отцов и матерей – должников по выплатам алиментов на детей в МО (не менее чем на 20%);

2. Оказание адресной помощи семьям и детям (материальной, правовой, психолого-педагогической, медицинской, социальной и др.), не получающим алименты и находящимся в трудной жизненной ситуации (вид помощи, ее количественные или качественные выражения):

1) по обращениям граждан;

2) по ходатайству других лиц или организаций (в том числе образовательных);

3) по инициативе общественников

 Повышение эффективности

взаимодействия общественных организаций и объединений с органами местного самоуправления

 Ежеквартальное проведение заседаний

Координационного совета по работе с семьей и детьми в МО Иркутской области с участием представителей женских и других общественных объединений по работе с семьей и детьми (не менее 3 заседаний, с принятием рекомендаций)

Обобщение и распространение положительного опыта работы по выполнении целей и задач проекта

Подготовка и опубликование в СМИ и на сайте (ОСЖ, местных администраций):

1) материалов положительного опыта работы общественных организаций и объединений по выполнению целей и задач проекта (не менее 10 публикаций);

2) материалов положительного опыта семейного воспитания, активного участия отцов в жизни и воспитании детей (не менее 20 публикаций)

7. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

С приобретением опыта работы по данному направлению в 40 муниципальных образованиях второго уровня (городские округа и муниципальные районы), то есть там, где органы местного самоуправления и общественные объединения, имеют более мощный потенциал (кадры, опыт, спонсоры, волонтеры и т.д.), предполагается в 2018-2020гг. дальнейшее расширение географии проекта и последующая трансляция опыта на муниципальные образования первого уровня (городские и сельские поселения, всего 430), где финансовые, организационные, кадровые и материально-технические возможности органов местного самоуправления гораздо меньше. Так как проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ» реализуется в рамках базового системного проекта «РОССТ», предполагается, что к этому времени, многие активисты-общественники из поселений смогут повысить свою квалификацию в Школе лидера, на семинарах, конференциях, круглых столах и др. мероприятиях, проводимых ОСЖ, что значительно обогатит их практику и сделает дальнейшую работу более эффективной.

Поддержка участников СВО

ВОПРОСЫ,

поступившие на «горячую линию» министерства труда и занятости Иркутской области в 2023 году

Могу ли я на работе взять дополнительный отпуск по уходу за детьми, у меня двое детей (5 лет и 10 лет)?

В соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ работнику, имеющему 2 или более детей в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью
до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.

Работодатель изменил мою должностную инструкцию, где расширил мои должностные обязанности.  Может ли он принять такое решение без моего согласия?

При внесении изменений в должностную инструкцию работодатель:

- не вправе в одностороннем порядке устанавливать в должностной инструкции новые обязанности, которые влекут изменение трудовой функции работника (ст. 74 ТК РФ);

- включить новые трудовые обязанности можно только с письменного согласия работника;

- об изменении должностной инструкции должен уведомлять работника за два месяца, если она изменяет условия трудового договора.

С новой должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под подпись. При отказе работника от подписи составляется соответствующий акт.

Можно ли сократить мою ставку, если я являюсь многодетной матерью?

Можно, поскольку увольнение многодетной матери по сокращению прямо не запрещено. Однако необходимо убедиться, что нет других запретов на увольнение и что у Вас нет преимущественного права остаться
на работе.

Если у Вас есть дети до трех лет или же Вы являетесь матерью-одиночкой и у Вас есть дети до 14 лет (или ребенок-инвалид до 18 лет). В этих случаях увольнять Вас по сокращению нельзя (ч. 4 ст. 261 ТК РФ).

Также у Вас может быть преимущественное право остаться работать при сокращении должности, которую Вы занимаете, если такая должность не единственная в отделе (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).

Могу ли я уйти в отпуск по беременности и родам (больничный лист) и работать неполный день с сохранением больничного?

В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха является отпуск.

Статьей 255 ТК РФ определено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Таким образом, нахождение в отпуске по беременности и родам не предполагает возможности трудиться, в том числе и на условиях неполного рабочего времени.

Женщина, которой на основании листа нетрудоспособности предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено государственное пособие, не вправе претендовать на заработную плату, в том числе на условиях неполного рабочего времени.

Могут ли сократить мою ставку, если я в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет?

В силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5-8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), не допускается. Следовательно, организация не вправе сократить Вашу ставку.

 

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.