«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» как форма открытого социального образования семьи

10 апреля 2016

ВЫСТУПЛЕНИЕ О.Ю. ЗАЙЦЕВОЙ

НА УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ КЛУБОВ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

«МЫ ОБЪЕДИНЯЕМСЯ»

 

14.05.2014г. г. Иркутск,

выставочный комплекс

«Сибэкспоцентр»,

пав.1, конф.зал №2

В современном мире, как никогда, актуально становление и развитие системы социально-педагогической помощи молодым семьям и социального образования родителей. Исследователи все чаще говорят о социальных угрозах молодежи в целом и молодой семье в частности (В.А. Луков, 2002; СИ. Левикова, 2004; Ю.А. Зубок, В.И.Чупров, 2008; Е.А. Бокша, 2008; И.В. Староверова, 2009, и др.).

Данные комплексных исследований свидетельствуют об изменении качественных характеристик молодого поколения, углублении разрыва поколений, о вступлении страны в стадию демографического кризиса.

В технико-экономическом обосновании проекта «Молодая семья», стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, констатируется, что «по сложности проблем социальной адаптации, которые испытывает молодая семья, она может быть причислена к числу семей "группы риска".

Swot-АНАЛИЗ

На государственном уровне предложено популяризировать идеи материнства и отцовства как высших духовно-нравственных ценностей социума; формировать у молодежи стремление к браку, семье и ответственному отношению к воспитанию детей; создавать информационную базу данных о потребностях молодой семьи в юридических, психолого-педагогических, экономических и других консультационных услугах. Вместе с тем актуальным направлением административной деятельности является расширение сети консультативных центров по оказанию услуг в решении проблем молодой семьи; содействие расширению инфраструктуры района, округа, региона в решении бытовых проблем; развитие и поддержка эффективных моделей помощи на всех уровнях государственного управления, а также «создание межведомственной экспертно-консультативной группы (комиссии) с целью распространения и проведения государственной политики по отношению к молодой семье во всех социальных сферах».

В целом Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (18.05.2007 № АФ-163/06) определяет систему приоритетных направлений в сфере регулирования отношений государства и семьи для удовлетворения потребностей семьи в информационно-просветительской, социально-психологической поддержке, ставит актуальные задачи формирования социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей и организации семейного отдыха.

Важнейшей составляющей такой инфраструктуры, на наш взгляд, может выступить РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, который пока до конца не сформирован, но его уже можно обозначить как форму открытого «социального образования семьи».

Цель Родительского университета:

  • повышение аксикреативного потенциала компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Анализируя возможности системы дошкольного воспитания, мы определили важнейшие потенциалы данного социального института в решении проблем молодой семьи посредством специально организованного социального образования родителей. Суть этих потенциалов может быть выражена в социальной педагогике понятием «аксикреация», что означает «процесс порождения, "выращивания" у человека или группы людей новых ценностей или "регенерации" и принятия переосмысленных в своем личностно-индивидуальном значении социальных и других ценностей» (Софронов М.В. Китайский язык и китайское общество. М.: Наука, 1979).

Первый потенциал социального образования молодой семьи заложен в профессиональной помощи специалистов образовательного учреждения в развитии семейной коммуникации и детско-родительских отношений. На основе анализа социологических теорий и теорий коммуникации (М. Вебер, В.И. Кабрин) была разработана модель семейной коммуникации. К базовым в данной модели можно отнести следующие уровни: аффективный (семейная перцепция, психолингвистика, проксемика и т.п.), нормативный (коммуникативные нормы и правила, способы и структуры поведения, обусловленные традициями семьи и социума), интерактивный (межличностная, тендерная, социально-ролевая коммуникация) и ценностный (духовно-нравственный).

Все уровни связаны системой социальных отношений и, согласно исследованиям и наблюдениям, могут развиваться и трансформироваться под влиянием социального образования. Осуществляется (может осуществляться) переход от аффективной коммуникации через освоение формального и интерактивного уровней на уровень духовной семейной коммуникации, который является признанной общечеловеческой ценностью.

Второй потенциал может быть реализован посредством «включения» механизмов преемственности. На микроуровне это сохранение и приумножение традиций в каждой конкретной семье, сохранение семейных ценностей; на мезоуровне ~ преемственность в системе воспитания (например, народная педагогика в современном образовании); на макроуровне – преемственность в традициях гражданско-патриотического воспитания в обществе; на ме-тауровне – сохранение и соблюдение социокультурных ценностей общественного бытия – преемственность человеческих поколений (цивилизация). Дошкольное образовательное учреждение может оказать реальную поддержку семье в раскрытии потенциала преемственности на каждом из этих уровней.

Третий потенциал связан с развитием родительских компетенций. Под социальной компетентностью обычно понимают систему знаний о социальной действительности и о себе; систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия; систему сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения. Особый навык – умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением; извлекать максимум возможного из любых обстоятельств; добиваться осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на реализацию их собственных стремлений.

Развитие компетенций осуществляется не только в результате обучения основам социальных знаний (в области психологии, педагогики, права, экономики, оздоровительной медицины и др.), но и посредством целенаправленной деятельности, помощи семье в самовоспитании, воспитании и образовании детей, включая развитие социальной активности, организацию позитивного социального опыта. Специально организованное включение семьи в социальную деятельность (например, реализация различных социальных проектов и программ, проведение конкурсов и спортивно-оздоровительных состязаний) способствует вовлечению семьи в жизнь общества и государства.

Четвертый потенциалтворчество и сотворчество – это развитие творческого потенциала каждого субъекта социального образования: и ребенка, и родителя, и специалиста. Творчество трактуется узко -как познавательная деятельность, ведущая к новому или необычному видению проблемы или ситуации, и расширенно – когда в центре находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. В контексте «парадигмального сдвига» ценность творчества заслуживает особого внимания и будет рассмотрена отдельно.

Теоретическое осмысление происходящих социальных процессов и многолетняя социально-педагогическая практика взаимодействия со специалистами дошкольных учреждений, молодыми семьями, отдельными детско-родительскими группами выявили ряд противоречий.

1. С одной стороны, современные молодые родители, воспитывая детей в условиях социальной нестабильности, все больше нуждаются в помощи специалистов, зависят от их профессиональной компетенции. С другой стороны, приметой времени является переход от «иждивенческих» позиций семьи, когда воспитание и развитие детей были делом «государственным», к осознанному отношению, «ответственному материнству и отцовству», когда молодые люди становятся активными субъектами «партнерского» взаимодействия с обществом, государством в вопросах воспитания и развития подрастающих поколений (ГА. Мишина, 2001; О.В. Огороднова, О.В. Солодянкина, 2002; ММ. Рамазанова, 2004; Т.В. Кро-това, 2005; А.В. Копытова, 2009, и др.).

2. Нестабильность современного мира приводит семью к глубокому кризису: семейные традиции утрачиваются и трансформируются (Т.С. Зубкова, СВ. Скутнева, В.А. Сысенко, Н.В. Тимошина, B.C. Toрохтий, Е.М. Черняк). Однако именно семья, семейные ценности, родные, близкие люди в этих неблагоприятных условиях могут стать для человека источником стабильности, надежности, крепостью, в которой он может укрыться от опасности (П.А. Сорокин).

3. В условиях современного «парадигмального сдвига» происходит переход от технотронно ориентированной цивилизации к цивилизации, ориентированной преимущественно на человека – не только как на социального субъекта, но и как на носителя смыслообразующего фактора бытия (ГЛ. Тульчинский, М.Н. Эпштейн). У самых истоков этого «перехода», в пространстве детства, данный «сдвиг» практически никак не ощутим.Анализ документов, диссертационных материалов (2003-2010гг.) свидетельствует о доминировании в этой сфере структурно-функциональной парадигмы с использованием ее основных категорий: работа, взаимодействие, формы. Сегодня ДОУ преимущественно либо «поддерживает», «просвещает» семью, «организует работу», «работает» с родителями» (Е.С. Евдокимова, Дешеулина, А.В. Козлова, Л.И. Маленкова, Е.С. Матвеева, А.А. Синько), либо «взаимодействует, сотрудничает» с родителями (Н. А. Андреева. Л. В. Байбородова, К.Ю. Белая, О.Л. Зверева, Т.Н. Зенина, О.Л. Дани-люк, Т.Н. Доронова, А.В. Дронь, Т.В. Кротова, Л.Р Лизунова, А.А. Майер, Н.В. Микляева).

4. Широкий доступ к научному знанию, информированность позволяет молодым людям интенсивно развиваться и совершенствоваться. Вместе с тем реальная жизнь и данные комплексных научных исследований демонстрируют глубокие девиационные процессы и вопиющее невежество молодых людей.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ СОВРЕМЕННЫХ СУБЪЕКТОВ СРЕДЫ ДОУ

В ЭТОЙ СВЯЗИ ЗАДАЧАМИ Родительского Университета являются:

1.                  Формировать у слушателей Университета осознание необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.
2.                  Содействовать возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских отношений.
3.                  Повысить родительскую грамотность в вопросах воспитания детей.
4.                  Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

Говоря о миссии Родительского Университета, В.Н. Ярская заявляет о нем как о «знаковом» для эпохи трансформации явлений и указывает, что именно в нем «заложены параметры инновационной демократической модели в терминах принципов постнеклассического образовательного пространства» [8]. Уверены, что социальное образование семьи в условиях глубокого демографического кризиса в России может стать еще более «знаковым».

На примере Иркутска можно проследить, каким образом происходит становление системы образования родителей. Выделим реально работающие организации.

В каждом из представленных опорных пунктов Университета роль дошкольного учреждения может быть особенно значимой. Поскольку система дошкольного воспитания сформировалась давно, имеет устойчивую структуру, то специалисты (медицинские работники, психологи, социальные педагоги и др.) способны решать указанные проблемы семьи «нематериального характера».

Система дошкольного воспитания обладает немалым потенциалом для осуществления такого образования. Результаты реализованных программ и проектов «Вместе», «Мини-университет для родителей», «Мы – одна семья!», «Поликультурное образование родителей» и др. показывают, что модели социального образования могут быть весьма продуктивными.

Несмотря на то, что работа ведется интенсивно (семинары, консультации, лекции, тренинги, ролевые игры и культурно-просветительские мероприятия), эта деятельность осуществляется зачастую спонтанно и не охватывает всех молодых людей – потенциальных и настоящих родителей, нуждающихся в помощи специалистов и в базовом социальном образовании.

На сегодняшний день вопросами помощи семье в той или иной степени занимаются как общественные организации и учреждения социальной поддержки и обслуживания семьи, так и образовательные учреждения.

Думается, что назрела необходимость в разработке программ минимально необходимого социального образования молодых родителей (возможно, и государственных стандартов), которые можно осуществлять как на базе ДОУ, начальной школы, учреждений дополнительного образования и культуры, так и в общественных организациях.

Великий русский философ И.А. Ильин писал: «...мы верим в Россию... в русский народ не только потому, что он доказал свою способность к государственной организации... свою великую духовность и национальную живучесть... не только потому, что выработал на протяжении веков особое правосознание... но и потому, что на испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил».

Новости

Благотворительные концерты ансамбля «Нежность»

В 2018 году общественная организация «Совет женщин Ангарского городского округа» совместно с ансамблем «Нежность», созданном при совете женщин, планирует провести серию благотворительных концертов.

Подробнее...

Мастер-класс для детей и родителей

Клуб «Селяночка» п. Каразей Куйтунского района в рамках проекта Иркутского областного совета женщин «Наставничество – как путёвка в жизнь» организовал для детей мастер-класс по созданию оберегов.

Подробнее...

В центре внимания – дети

20 января 2018 года в г. Ангарске прошел Форум активных граждан. Мероприятие организовано и проведено для того, чтобы объединить бизнес, власть, все структуры экономики, социальной политики и общество. Организаторы – администрация Ангарского городского округа, благотворительный фонд «Новый Ангарск» и Центр поддержки общественных инициатив.

Подробнее...

Наши Мамы всегда рядом!

Нижнеудинский район. Есть в российском календаре очень добрый и понятный всем праздник, посвященный самому близкому и дорогому человеку – МАМЕ. С первых дней прихода в этот мир нас встречают мамины глаза, согревают ее руки, оберегает от невзгод мамино сердце, которое вмещает в себя и радости, и горести, трепещет, наблюдая и первые шаги своего малыша, и первые маленькие победы. Мамы отличаются щедростью души, преданностью, взаимопониманием, любовью и великим терпением.

Подробнее...

Делимся приятной новостью и поздравляем!!!

Иркутск. В канун нового года Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области вручены награды по итогам регионального конкурса среди средств массовой информации Иркутской области на лучший журналистский материал по вопросам укрепления института семьи, профилактики социального сиротства, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дипломы победителям и лауреатам конкурса вручила Татьяна Плетан, заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В конкурсе приняли участие материалы, размещенные в региональных и муниципальных СМИ.

Подробнее...

Так закладываются и утверждаются традиции

Усолье-Сибирское. В последние годы в г. Усолье-Сибирское, благодаря активной общественной работе Усольского городского совета отцов и его председателя Максима Петрова, свое второе дыхание получили шахматы. Город химиков всегда славился сильными шахматистами, настало время возрождать потерянные позиции. И, безусловно, правы организаторы в том, что начинать это надо делать с детско-юношеских шахмат.

Подробнее...

Мониторинг – сигнал к действию

Тайшет. В уходящем 2017 году, в рамках мониторинга условий жизни и выявления проблем неполных семей с детьми, в Тайшетском районе советами женщин и отцов проведён ряд мероприятий. Организован выезд воспитанников приюта в оздоровительно-спортивный лагерь "Олимп", где дети катались на лыжах, мастерили поделки кормушек для птиц, оформляя их под новогоднюю тематику, участвовали в мастер-классе по изготовлению новогодних аппликаций и снежинок.

Подробнее...

Радость славит величие женщины

Тулун. 24 ноября в центральной городской библиотеке г. Тулуна на торжественное мероприятие собрались мамы школьников – медалистов. Мероприятие состоялось по инициативе совета женщин и совета отцов города.

Ирина Сергеевна Степанова, председатель городского совета женщин, поздравила с Днем матери женщин, которым выпала такая счастливая и в то же время нелегкая судьба – быть матерью. Особые слова благодарности прозвучали из уст Марины Леонидовны Гришиной в адрес мам, чьи аттестаты зрелости были красного цвета. А в 2017 году, юбилейном для города, с золотой медалью окончили школу 30 медалистов. Для Тулуна это рекорд!!!

Подробнее...

Тот отец, кто вспоил, вскормил, да добру научил

Тулун. 9 ноября в МБДОУ г. Тулуна «Детский сад «Алёнушка» в рамках реализации программы родительского открытого университета прошла акция «В детский сад с папой».

Подробнее...

Крепкая семья – крепкая Россия

Баяндай. Как помочь семьям, которые нуждаются в поддержке, и не только материальной? Что можно и нужно сделать, чтобы дети не страдали от безразличия своих родителей? Почему неблагополучных семей не становится меньше? Эти и другие вопросы по проблемам семьи стали главной темой прошедшего впервые в Баяндаевском районе форума общественных организаций.

Подробнее...

Желание – побеждать!

Усть-Кут. В октябре в Усть-Кутской районной администрации состоялось вручение призов за участие в конкурсе «Ответственное отцовство». Конкурс был объявлен Областным советом женщин, и конечно же, районный женский совет и совет отцов приняли в этом участие.

Подробнее...

В Куйтуне отметили День отца

Куйтун. Семейный праздник под названием «Супер-папа», приуроченный к Дню отца, прошел в СКЦ «Кадинском» для жителей п. Куйтун. В нем приняли участие многодетные семьи, имеющие 4 и более детей, а также молодые отцы малолетних сыновей и дочек.. Домашним заданием для участников стала – подготовка видео презентации о главе семейства. Нужно было рассказать, о том, как папы проводят свободное время с детьми дома: что изобретают и творят; каким образом тратят свое время, силы, энергию на то, чтобы их дети росли в комфортной, благоприятной, безопасной среде, полной возможностей для роста и развития; как участвуют в общественной жизни поселка.

Подробнее...

Шахматные баталии в Усолье-Сибирском

Усолье-Сибирское. В минувшие выходные, 5 ноября 2017 года, в Усолье-Сибирском в муниципальном дворце культуры состоялся открытый городской турнир по быстрым шахматам, посвященный Дню народного единства. Соревнования уже стали традиционными и проходят в девятый раз. В следующем году турнир станет юбилейным, и организаторы обещают пригласить на него ведущих шахматистов Иркутской области. Идейным вдохновителем и организатором турнира стал председатель Усольского городского совета отцов Максим Петров, сам неплохо играющий в шахматы и имеющий первый спортивный разряд по шахматам.

Подробнее...

«Друг без друга нам нельзя»

Семья года

Подробнее...

Поздравление с Победой в Конкурсе!!!

10 октября 2017 года в детский сад № 19 города Саянска, на имя Журавлевой Ольги Александровны, пришла телеграмма из общероссийской общественной организации г. Москвы.

Подробнее...

Информационно-консультационная помощь по обращениям граждан

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2018 Иркутский областной совет женщин.