На вопросы отвечает Дашкина Мария Юрьевна, педагог–психолог, руководитель консультационного пункта Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», г. Нижнеудинск

06 февраля 2018

Готовимся к ЕГЭ

Как сегодня наши дети по факту готовятся к экзаменам?

Вариантов того, как это может происходить – масса. Одни обучающиеся сами упорно учат, повторяют, тренируются, утопая в информационных потоках, а порою тупо зубрят, натаскивая себя разными техниками по прокачке своего интеллекта с репетиторами, тестами, различными курсами по подготовке, прилагая усилия самостоятельно.

Других к подготовке всеми правдами и неправдами (не исключая насильственных методов) упорно сподвигают старшие, стимулируя, либо напрягая учащегося.

Третьи, не обращая внимания на окружающих и предстоящий этап жизни, живут в своё удовольствие, наслаждаясь моментом, возможно, надеясь на «авось», или вообще ни на что не надеясь.

Возможны и другие разнообразные сочетания вариантов и смены одних периодов другими… И чувство тревоги каждый ощущает по-своему. Готовящемуся к экзамену важно осознавать свое состояние и избавляться от парализующей, деструктивной тревоги, занимаясь психологической подготовкой к экзаменам, а не только совершенствуя предметные компетенции. Часто многими упускается или недооценивается момент психологической подготовки, настройки к процессу, к прохождению самой процедуры аттестации, когда в момент «икс» в личности воедино соединяются эмоции, знания, выполнение правил самим обучающимся, впервые помещённым в рамки экзамена.

 

Как проживается приближение экзаменационной поры?

Совсем скоро наши дети будут сдавать экзамены (календарь их утверждается ежегодно), в связи с чем окружающие их старшие, постоянно напоминают им об этом, как о самом важном этапе в жизни, порою забывая эту самую жизнь и её гармоничное проживание «здесь и сейчас».

К сожалению, или к счастью (это каждый решает для себя сам) молодым людям приходится проходить испытания итоговой аттестации, которые порою могут превращаться для некоторых в страшную пытку – когда непонятно, что наиболее деструктивно – процедура экзамена или его растущее тревожное ожидание. Как для учителя, для родителя, и конечно же, для самого ученика – это период напряжения, перенапряжения, стресса, вплоть до соматических проявлений и заболеваний, внешние проявления которых уникальны и зависят от многих факторов. Период ожидания лучше 2 продуктивно использовать для работы со своими состояниями в сопровождении с психологом – для формирования психологической готовности к прохождению экзамена в оптимальном состоянии.

 

Что могут чувствовать участники образовательного процесса?

Придание этапу сдачи экзаменов повышенной значимости вызывает колоссальное психоэмоциональное напряжение у всех участников образовательного процесса, порой с негативными последствиями.

Родитель не на шутку волнуется за успехи своего чада, как за свои собственные. Ведь сдача экзамена ребёнком для родителя может быть неким показателем успешности его трудов по воспитанию, предметом его гордости в том, что успешно начато движение в сторону большого светлого будущего его чада, которое начинается с успешного прохождения им итоговой аттестации. Эти обстоятельства могут вызывать тревожные опасения, страхи и прочие реактивные состояния.

Учитель переживает за качество показателей итогов экзамена своего ученика, как за плоды своих трудов, как за критерии своего профессионализма. Ведь высокие баллы на экзамене – предмет его профессиональной гордости, самоутверждения в карьере, в социуме. Наконец, повод для банального поощрения/взыскания свыше.

Обучающийся тревожится за своё неопределенное будущее, за оправдание возложенных на него надежд, находясь в ловушке зависимости, из которой словно нет выхода, иногда пребывая в состоянии безысходности, либо подавляя свои переживания, отрицая факт тревоги, либо наоборот бурно её проявляя.

Конечно же, здесь возможны самые разнообразные варианты развития внутренних психологических событий у всех субъектов образовательного процесса, в зависимости от их индивидуальных особенностей и характера сложившихся взаимоотношений.

Одно можно сказать определённо – градус этого тревожного коктейля, этой гремучей смеси эмоций учителей, родителей, детей, РАСТЁТ и увеличивается к самому моменту экзамена, если с вышеназванными обстоятельствами эффективно не работают те, кто компетентен заниматься непосредственно психологической работой.

 

Как эффективно готовиться к экзамену психологически? Что делать?

Важно не просто задумываться над этим, перечитывая рекомендации экспертов, а предпринимать усилия. Наиболее эффективно работать в этом направлении с профильным экспертом психологом, либо самостоятельно (в 3 том случае, если удаётся достигать необходимых состояний с использованием мер их коррекции).

Психологическая подготовка к сдаче ребёнком экзаменов – это процесс работы с психологом по формированию у него состояния готовности, где опираясь на имеющиеся затруднения обучающегося, эксперт психолог даёт возможность приобретения необходимых знаний и опыта для достижения поставленного результата.

Часто многие относятся весьма поверхностно к тому, что способны переживать старшеклассники перед предстоящими экзаменами, недооценивая степень и глубину возможной тревоги. Особенно актуально это когда ребёнок замкнут, закрыт, а в его внутреннем мире и ближайшем окружении существуют внутренние и внешние конфликты и противоречия. Практика показывает, что доверительные и глубокие отношения между детьми и родителями сегодня не так часты, как бы хотелось, что является фактором риска, в том числе в вопросах успешности прохождения итоговой аттестации выпускниками.

 

Кто должен готовиться к экзаменам?

Психологически готовиться к прохождению ребёнком процедуры экзамена лучше всем субъектам образовательного процесса – администрации школы, учителям, родителям/членам семьи и самому обучающемуся. Однако, ответственность родителя здесь наиболее весома. Психологическое состояние значимых старших ребёнка во многом определяет его настрой, активность и, в конечном итоге, успех. Важно создать подростку необходимые условия с точки зрения качественного освоения им школьной программы, психоэмоционального климата в семье и школе, в том числе в его детском коллективе, режима труда и отдыха, характера питания, состояния здоровья тела и профилактики различных факторов риска.

Всем взрослым и школьнику важно своевременно увидеть и понять имеющиеся затруднения и заблаговременно ликвидировать препятствия на пути к успешной сдаче экзамена. Ещё лучше осуществлять комплексно, в сопровождении необходимых экспертов: учителя-предметника, врача, психолога, классного руководителя, то есть каждый должен заниматься своей непосредственной профильной деятельностью в пределах её границ.

 

Сколько психологическая подготовка к экзаменам занимает времени?

Процесс формирования готовности занимает определенное время (у каждого оно индивидуально), так как психика, будь то взрослого или 4 ребёнка – не автомат сиюминутной настройки. Для достижения необходимого эффекта нужен опыт, опирающийся на знания, умения, навыки, причем не только по предмету, но и по особенностям понимания работы собственной психики, её поведения, реагирования в тех или иных ситуациях. Чтобы необходимый спектр психологических знаний освоить и применить успешно в жизни – необходимо время, которое у каждого своё, оно очень индивидуально и лучше начать процесс подготовки как можно раньше, хотя бы за несколько месяцев до первого экзамена.

 

К кому можно обращаться за помощью?

В идеале надо найти и довериться своему эксперту, который компетентен определить спектр имеющихся затруднений. Профессиональный психолог, эффективно работая со всеми заинтересованными участниками, способен вывести обучающегося к максимально возможному в его случае состоянию психологической готовности, снизив или полностью устранив существующие факторы риска, максимально повысив показатели успешного прохождения процедуры итоговой аттестации. Что достигается в совместной работе и зависит от усилий всех сторон.

Это может быть педагог-психолог образовательной организации или внешний независимый эксперт, способный дать качественное психологическое сопровождение с индивидуальным подходом к личности обучающегося и условий его жизни в настоящий момент. В конечном итоге – законные представители ребёнка, наделённые полномочиями и свободой выбора в том, как им решать вопросы образования детей в своей семье, сами определяют зону своей ответственности за успех на экзамене своего ребенка, степень риска и выбор средств оказания ему своевременной эффективной помощи.

Анонсы

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»

В целях реализации государственной политики в отношении женщин постановляю:

1. Согласиться с предложением общественной организации «Союз женщин России» об участии государства в ее деятельности, изменении статуса организации на общественно-государственную организацию и переименовании в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Союз женщин России» (далее — Союз женщин России).

2. Согласиться с тем, что основными направлениями деятельности Союза женщин России являются:

а) защита прав и интересов женщин;

б) повышение общественного статуса женщин и их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, расширение возможностей для самореализации женщин, проживающих в сельской местности;

в) участие в реализации Национальной стратегии в интересах женщин на 2017 — 2022 годы;

г) содействие в осуществлении государственной семейной политики, укрепление института семьи;

д) содействие в осуществлении демографической политики Российской Федерации, защита материнства и детства;

е) поддержка социальных инициатив в целях реализации национальных проектов в области демографии, здравоохранения, образования, культуры и экологии.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить:

а) представительство Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации в органах управления Союза женщин России;

б) передачу в установленном порядке в собственность Союза женщин России находящегося в федеральной собственности здания, расположенного по адресу: г. Москва, Глинищевский пер., д. 6, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

в) утверждение порядка предоставления Союзу женщин России субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление его деятельности.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

В.Путин

Москва, Кремль

11 декабря 2018 года

№706

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

Информационно-консультационная помощь по обращениям граждан

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2019 Иркутский областной совет женщин.