ТЕАТР - ШКОЛА ЖИЗНИ

25 сентября 2022

Иркутский областной совет женщин – ИРО Союза женщин России

 2022-2023 уч. год

Президентский фонд культурных инициатив

 ПРОЕКТ «ТЕАТР - ШКОЛА ЖИЗНИ» -

(победитель Президентского конкурса 2022г.)

1. КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Проект "Театр - школа жизни" направлен на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства. Он реализуется в рамках национальных проектов "Культура" и "Образование" и др. стратегических документов. Это пилотный проект регионального значения разработки и внедрения модели сопровождения школ по поддержке школьных театров и включению театральной педагогики в единый образовательный процесс - обучения, воспитания и развития личности. Целевые группы проекта - педагоги и обучающиеся. В рамках Комплексной программы сопровождения школ запланирована совместная работа команды проекта и Опорного центра по поддержке школьных театров, созданного на базе Иркутского театрального училища. Работа будет вестись в течение 2022-2023 уч. года по двум направлениям - психолого-педагогическому и театральному.

По первому направлению "Как воспитать человека. Новые вызовы. Пути решений" запланировано проведение в школах педсоветов "Школьный театр - как вариативный модуль рабочей программы воспитания в школе", семинаров, круглых столов, тренингов, консультаций с руководителями школ, социальными педагогами, классными руководителями, психологами (85 чел.). Результаты данной работы будут представлены на итоговых педсоветах в школах по теме "Регион 38. Опыт работы по формированию личности ребенка в едином образовательном пространстве школы".

В рамках второго направления "Театр - как точка роста. Театральная педагогика в школе"- будут проведены мероприятия с участниками театральных коллективов (150 чел.) и их педагогами (10 чел.): мастер-классы и обучающие семинары для педагогов, встречи-консультации по работе над спектаклем, речевые тренинги и тренинги по сценическому искусству с детьми и др. Результаты работы по данному направлению будут представлены на генеральных прогонах - сдаче спектаклей школьных театров перед родителями и широкой общественностью (1000 участников). На областной фестиваль школьных театров "Алые паруса", который пройдет в конце учебного года, будут отобраны лучшие спектакли. В Образовательном центре "Персей" для ребят - участников проекта пройдет профильная творческая смена (150 чел.).

            Школьный театр рассматривается нами как путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа. Он должен стать школой воспитания чувств, пробуждения живого интереса к подлинному искусству. Атмосфера творчества, создаваемая в школе с помощью театра, должна способствовать раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Готовность педагогических коллективов к воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства рассматривается как главный результат проекта.

 Работа педагогических коллектив по овладению этой инновационной технологией будет обобщена в рамках конкурса школ "Воспитание театром" и представлена на форуме "Школа мысли, действия, чувств", в котором примут участие региональные и федеральные эксперты в области театральной педагогики.

2.ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА

Иркутская область:

города Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск;

районы Нукутский, Куйтунский, Усольский

Всего 10 школ из 6 МО

 

3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

01.09.2022г. - 30.06.2023г.

 

4. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Обучающиеся и педагоги

5.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ

ПРОЕКТА

Приобщение детей к уникальному культурному наследию страны является одной из функций воспитания и предполагает создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.

 Театральное искусство, грамотно и эффективно включённое в процесс воспитания в школе в виде вариативного модуля "Школьный театр", способствует достижению этих задач. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор, влияет на личностный рост. Он создает благодатную почву для творчества, решает духовно-нравственные, эстетические, педагогические задачи. Именно театр способен сегодня значительно "очеловечить" школьное образование, сделать его живым, гуманным и интересным, так как побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения, учит развивать и отдавать свои эмоции, переживания. Он также способствует выявлению способностей детей и ранней профориентации на творческие профессии.

Сегодня воспитание средствами театрального искусства в школе более успешно развивается в крупных городах, где имеются классические театры, развита система дополнительного эстетического образования. Но в целом театр и театральная педагогика пока мало используются в школах, что не способствует решению современных задач в системе образования. В школах часто наблюдается разрыв между теорией и практикой воспитания. С одной стороны – глубина задач, ориентированность на достижение личностного результата, с другой – понимание процесса воспитания как набора проводимых мероприятий, использование устаревших форм, методов и технологий. Серьезной проблемой является отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников между учреждениями образования и культуры, что не способствует созданию условий для раскрытия их творческого потенциала.

Эти и другие факторы побудили Иркутский областной совет женщин, много лет занимающийся вопросами воспитания детей и подростков, разработать, во взаимодействии с надежными партнерами из системы образования, культуры и др. сфер, проект, направленный на консолидацию усилий и объединение ресурсов в духовно-нравственном и эстетическом воспитании школьников, их социализацию средствами театрального искусства.

 Объединяющим началом для такой совместной работы стало направление "Школьный театр", рекомендуемое министерством образования РФ в качестве вариативного модуля для организации воспитательной работы в школе.

В России и Иркутской области таких школ немного, примерно пятая часть (17- 20 %). Мониторинг деятельности детских театральных объединений в образовательных организациях Иркутской области в 2021 году показал, что в регионе в 179 школах - 182 школьных театра, из них 152 реализуют дополнительные общеразвивающие программы, 30 - программы внеурочной деятельности. Многие школы не имеют кадров для этой работы, испытывают трудности с включением театра и театральной педагогики в единый образовательный процесс- обучения, воспитания, развития. Апробируя модель сопровождения школ по поддержке школьных театров и использованию вариативного модуля "Школьный театр" в воспитании обучающихся на базе 10 школ, мы сможем распространить данный опыт и значительно увеличить число таких школ в регионе. Апробированная модель поможет не только создать театры, но и подготовить педагогические коллективы к тому, чтобы театральная педагогика стала инновационной моделью воспитания, способствовала созданию развивающей образовательной среды как для детей, погружая их в мир искусства и развивая творческое мышление, так и для педагогов, создавая условия для профессионального роста и раскрытия творческого потенциала.

 Театр и театральное искусство помогут сформировать позитивное отношение школьников к базовым ценностям, к величайшим достижениям культуры. Кроме эстетического воспитания, театр откроет большие воспитательные возможности. Принимая деятельное участие в создании спектакля, школьники учатся продуктивно общаться в коллективе, помогать друг другу, выстраивать коммуникации с другими людьми, получая при этом необходимые жизненные навыки и приобретая опыт самостоятельного социального действия.

Состав,  квалификация и опыт команды проекта, участие в нем Иркутского театрального училища, Информационно-методического центра развития образования г. Иркутска, профессиональных федеральных экспертов, а также поддержка профильных министерств Иркутской области - культуры и образования, Общественной палаты Иркутской области, Общероссийской общественно-государственной организации "Союз женщин России", имеющей опыт по реализации грантового проекта "Школа+театр: точка роста", дает основания считать, что все поставленные задачи в рамках проекта будут решены в полном объеме и качественно.

6. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание эффективной модели сопровождения школ по поддержке школьных театров и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства в рамках межведомственного взаимодействия и системы социального партнерства государственных и общественных организаций

7. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1) Обеспечить успешный старт проекта "Театр - школа жизни", его информационное, организационное и научно - методическое сопровождение

2)  Провести комплекс мероприятий в школах по направлению "Как воспитать человека. Новые вызовы. Пути решений"

3)  Провести комплекс мероприятий в школах по направлению "Театр - как точка роста. Театральная педагогика в школе"

4)  Обобщить и распространить лучший опыт работы педагогических коллективов по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства, обеспечить его широкое освещение в СМИ, в том числе в сети Интернет

8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Качественные результаты и способы их измерения

Разработанная и реализованная модель сопровождения школ по поддержке школьных театров и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства окажет положительное влияние на качественные результаты образовательного процесса, поможет создать и апробировать в 10 школах области Программу воспитания школы с включенным в нее воспитательным модулем «Школьный театр».

Будут созданы 10 школьных театральных театров. У обучающихся, участников театральных коллективов, повысится интерес к театральному искусству, произойдет личностный и духовный рост (наблюдение, анкетирование).

У всех обучающихся, участвующих в мероприятиях воспитательного модуля "Школьный театр", проявится более высокий уровень социализации, воспитанности, развития коммуникативных способностей (наблюдение, анкетирование).

Произойдет насыщение и обогащение развивающей образовательной среды в школах, позитивно влияющей на развитие интеллектуальных и творческих способностей всех участников, на качество образования (анкетирование, анализ условий и качества образования).

Будет достигнуто повышение уровня квалификации педагогов (анализ результатов аттестации).

Достижение указанных результатов (количественных и качественных) позволит сделать вывод об эффективности данной модели и сформировать готовность педколлективов к дальнейшему совершенствованию процесса воспитания с использованием модуля "Школьный театр" (анализ итогов работы школ)

9.  ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Министерство образования Иркутской области: организационная, информационная, консультационная, иная поддержка реализации проекта

Министерство культуры Иркутской области: организационная, информационная, консультационная, иная поддержка реализации проекта

Общественная палата Иркутской области: организационная, информационная, иная поддержка реализации проекта

Общероссийская общественно-государственная организация «Союз женщин России»: организационная, информационная, консультационная, иная поддержка реализации проекта

10. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА:

1) На сайте Иркутского областного совета женщин: https://www.baikalwoman.ru/

2)В группе «Женсовет Прибайкалья» на

Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/591857770961421/

3) На официальном портале города Иркутска: https://admirk.ru/

4) Печатные СМИ (газета "Областная", муниципальные СМИ)

5) На сайте Союза женщин России: https://wuor.ru/department/wuorirkutsk/

6) На сайте Иркутского театрального училища: https://www.irkteatruch.ru/news

7) На сайте министерства культуры Иркутской

области: https://irkobl.ru/sites/culture/news/news/

8)На сайте министерства образования Иркутской

бласти: https://irkobl.ru/sites/minobr/news/

9) На сайте Общественной палаты Иркутской

области: http://opirk.ru/news/palata_news/

10) на сайтах 10 общеобразовательных школ Иркутской области

11. ИСТОЧНИКИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЧ ПРОЕКТА В ДАЛЬНЕЙШЕМ

Источниками  ресурсного обеспечения проекта в  будущем могут стать грантовые средства нового этапа развития проекта, привлеченные средства крупных кампаний, участие профильных министерств (образования и культуры) в софинансировании отдельных мероприятий проекта, которые могут войти в календарь ежегодных областных мероприятий (фестиваль детских театральных коллективов "Алые паруса", проведение творческих  профильных смен в Образовательном центре "Персей" и др.).

12. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИ ПРОЕКТА

У проекта большие перспективы. Весной 2023 года участники школьных театральных коллективов Иркутской области (150 чел.) примут участие в профильной творческой смене Образовательного центра "Персей". В будущем такие смены станут регулярными. Успешный опыт реализации модели сопровождения 10 школ по поддержке школьных театров и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства, будет направлен в органы управления образованием и рекомендован для работы с другими школами области. В ближайшие 2-3 года число таких школ значительно прибавится.

Будет создана Ассоциация руководителей школьных театров Иркутской области, которая объединит усилия учреждений образования и культуры, а также государственных и общественных структур в деятельности по поддержке школьных театров, и таким образом, поможет создать систему их экспертного сопровождения и эффективного взаимодействие театр-школа.

Отдельным перспективным направлением развития станет подготовка кадров для школ  – педагогов, владеющих современными технологиями театральной педагогики.

Школьные театры станут непосредственными участниками регионального фестиваля детских творческих коллективов "Алые паруса", который получит постоянную прописку в Иркутской области и станет традиционным, вовлекая все новых участников в свою орбиту творческого притяжения, выявляя и продвигая юные таланты. Будет создана Дирекция фестиваля, которая начнет свою работу на постоянной основе с 2023-2024 учебного года.

Несомненно, дальнейшее развитие школьных театров Иркутской области может быть  связано  с включением  их в федеральный проект «Школьная классика» (совместный проект Российского движения школьников и Театрального института имени Щукина), причем не только на «базовый» уровень, но и на «продвинутый», что поможет действующим школьным театральным коллективам интегрироваться в творческое профессиональное  сообщество и принимать  участие в российских конкурсах.

Поддержка участников СВО

ВОПРОСЫ,

поступившие на «горячую линию» министерства труда и занятости Иркутской области в 2023 году

Могу ли я на работе взять дополнительный отпуск по уходу за детьми, у меня двое детей (5 лет и 10 лет)?

В соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ работнику, имеющему 2 или более детей в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью
до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.

Работодатель изменил мою должностную инструкцию, где расширил мои должностные обязанности.  Может ли он принять такое решение без моего согласия?

При внесении изменений в должностную инструкцию работодатель:

- не вправе в одностороннем порядке устанавливать в должностной инструкции новые обязанности, которые влекут изменение трудовой функции работника (ст. 74 ТК РФ);

- включить новые трудовые обязанности можно только с письменного согласия работника;

- об изменении должностной инструкции должен уведомлять работника за два месяца, если она изменяет условия трудового договора.

С новой должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под подпись. При отказе работника от подписи составляется соответствующий акт.

Можно ли сократить мою ставку, если я являюсь многодетной матерью?

Можно, поскольку увольнение многодетной матери по сокращению прямо не запрещено. Однако необходимо убедиться, что нет других запретов на увольнение и что у Вас нет преимущественного права остаться
на работе.

Если у Вас есть дети до трех лет или же Вы являетесь матерью-одиночкой и у Вас есть дети до 14 лет (или ребенок-инвалид до 18 лет). В этих случаях увольнять Вас по сокращению нельзя (ч. 4 ст. 261 ТК РФ).

Также у Вас может быть преимущественное право остаться работать при сокращении должности, которую Вы занимаете, если такая должность не единственная в отделе (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).

Могу ли я уйти в отпуск по беременности и родам (больничный лист) и работать неполный день с сохранением больничного?

В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха является отпуск.

Статьей 255 ТК РФ определено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Таким образом, нахождение в отпуске по беременности и родам не предполагает возможности трудиться, в том числе и на условиях неполного рабочего времени.

Женщина, которой на основании листа нетрудоспособности предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено государственное пособие, не вправе претендовать на заработную плату, в том числе на условиях неполного рабочего времени.

Могут ли сократить мою ставку, если я в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет?

В силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5-8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), не допускается. Следовательно, организация не вправе сократить Вашу ставку.

 

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.