Человек должен

08 сентября 2017

Человек должен. Весь смысл нашей жизни состоит в том, что все мы должны. Иначе жить было бы невозможно. Живя в обществе, ты на каждом шагу соприкасаешь­ся с другими людьми, каждое твоё удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям – напряжения их духовных и физических сил, забот, беспокойства, тревог, раздумий. Жизнь превратилась бы в хаос, среди бела дня невозможно было бы выйти на улицу, если бы не было человеческого долженствования. Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми – это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинно человеческого счастья – свободы. Попытайся освободить себя от долженствования – и ты превратишься в раба своих прихотей. С того, что человек делает не то, что он должен делать, не то, что надо делать, а то, что ему хочется, начинается нравственное опустошение, развращение и падение. Опасайся духовного порабощения своими желаниями – если не держать их в узде и не подчинять долженствованию, ты превратишься в безвольное существо.

В долженствовании человек всегда уступает в чём-то другому человеку. В жизни всегда бывает так, что одному человеку легче, другому – труднее. Одному достаётся больше радостей, другому – меньше. Одному лучше, другому – хуже. Мудрость человеческого долженствования как раз и заключается в том, чтобы видеть и внутренне рассудить, где должен ты и где должны тебе. Если бы нам удалось, образно говоря, раскрыть глаза души на эти тончайшие человеческие взаимоотношения, и каждый человек всегда, буквально всегда считался бы с ними – в нравственной жизни наступила бы всеобщая гармония, люди были бы, по образному выражению А.М. Горького, как звезда перед звездой. От самых, казалось бы, незначительных поступков повседневной жизни – от того, например, что ты уступаешь место в лифте, в трамвае, в автобусе пожилому человеку – до великой человеческой ответственности за жизнь, судьбу, будущее другого человека – того, с которым ты соединил свою судьбу, чтобы продолжать род человеческий, кого ты породил, кому ты дал жизнь, – во всей твоей жизни мудрым повелителем твоим пусть будет долженствование. Потеряешь долженствование – вначале станешь мелким себялюбивым существом, потом – подлецом, дальше – предателем. Помни, что великое горе человеческое, о котором уже шла речь выше, начинается с забвения долга, вначале в делах, казалось бы, маленьких, потом в больших, значительных.

Трудно переоценить важность этой педагогической и человеческой мудрости – умения говорить с детьми о долженствовании. Говорить же об этом надо часто, слово учителя как раз и должно открывать глаза детской души. Приучать к долженствованию – значит, прежде всего, учить видеть жизнь, видеть людей, видеть то, что тебя окружает, понимать то, что всё окружающее в той или иной мере касается тебя, и не только понимать это, но и чувствовать сердцем, быть нетерпимым к равноду­шию, ненавидеть хамство.

Мы увидели в саду надломленную ветку яблони. Это ветер повредил дерево; нет виновника, но мы не можем пройти мимо. Именно там, где, казалось бы, всё делается само собой, особенно важно чувствование долга. Дети могли бы равнодушно посмотреть на повисшую ветку и пройти мимо – это был бы урок равнодушия, и чем больше таких уроков «прошёл» в детстве человек, тем больше опасность эгоизма, подлости, предательства. Мы останавливаемся, подвязываем надломленную веточку, дети чувствуют и радость, и беспокойство – не всё, что встречается им в мире, благополучно. Это уже урок долженствования. И так на каждом шагу. Если путешествовать по морю человеческих взаимоотношений внимательно и зорко, – на каждом шагу увидишь возможность для долженствования. Вначале детям приходится отказаться от какой-то радости, зато приобретается совершенно особая радость долженствования.

Мы садимся в вагон – едем к теплому морю, нам нужно только увидеть его и поехать обратно. Вечереет. Дети стелют постели – ехать целую ночь, ужинают. Мягко покачиваются, убаюкивают вагоны. Дети лежат на мягких постелях. Самая маленькая, черноглазая Оля спрашивает:

— Вы говорили, что поезд ведёт машинист. А кто же ночью ведёт поезд? Неужели он идёт сам?

— Ночью тоже ведёт поезд машинист.

— Как? – удивляется Оля, и другие дети удивлены, приподняли головки, прислушиваются...— Неужели он ночью не спит?

— Не спит.

— Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – ещё больше удивляется Оля.

— Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы, и мы погибли бы.

— Но как же это так? – не может понять Оля. – Ведь спать-то ему хочется...

— Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотрите в окно, видите, вон в поле па­шет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видите, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью. Если бы работали только днём, не хва­тило бы хлеба...

— И я должна? – спрашивает Оля,

— И я?.. И я?..— спрашивают дети.

— Все мы должны.

— Что же мы должны?

— Быть человеком. Это самое главное.

Если вам удалось открыть глаза детей на факты, в которых ярко раскрывается человеческое долженствование, если эти факты удивили, заставили задуматься, – в такие минуты слово вашего поучения доходит до сокро­венных уголков детского сердца, падает на благодатную почву и даёт сильные всходы.

Если ты будешь делать только то, что хочется, если активность твоя будет побуждаться лишь предчувствием удовольствий – в жизни у тебя не будет ничего дорогого и святого, душа твоя не постигнет, что такое любовь, преданность, желания твои будут низкими и убогими, а жизнь без благородных человеческих желаний пуста и уныла. Долженствование – школа воспитания возвышающих человека желаний. Каждый человек должен достигнуть той вершины, где он, поступая так, как велит долг, делая возможным то, что кажется с первого взгляда немыслимым и недостижимым, проявляет величие духа. Только в величии духа постигается долг. Только величие духа рождает подлинно человеческую потребность – потребность в дорогом, единственном в мире человеке. Счастье любви, преданности, привязанности – трудное счастье. Оно добывается, постигается только долженствованием и живёт в долге.

Я вижу важный воспитательный смысл в том, чтобы в годы детства каждый человек пережил привлекательность, красоту стремления человеческого к вершине долга. Восьмилетний мальчик Василёк достиг первой вершины напряжения духовных сил во имя своей маленькой сестрички Наташи – крошки, ставшей для него дороже всех на свете. Играя, Наташа взобралась по лестнице на черепичную крышу дома. Взлезла, оглянулась и закричала от страха. Дома в это время не было ни отца, ни матери. Увидев из окна сестричку, Василёк бросился по лестнице на крышу. Через несколько мгновений он был рядом с Наташей. Но слезть вместе с сестричкой он не мог. Долго, может быть час, сидел мальчик с Наташей на крыше, поддерживая её, пока пришёл отец и снял обоих детей.

Детское величие духа – это та ступенька воспитан­ности, достигнув которой человек начинает понимать свой долг. Мудрость и искусство воспитания в том, чтобы каждого поднять на эту ступеньку.

Василий Сухомлинский

(материал подготовлен Д.С. Ивановским,

председателем совета отцов г .Свирска)

Анонсы

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»

В целях реализации государственной политики в отношении женщин постановляю:

1. Согласиться с предложением общественной организации «Союз женщин России» об участии государства в ее деятельности, изменении статуса организации на общественно-государственную организацию и переименовании в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Союз женщин России» (далее — Союз женщин России).

2. Согласиться с тем, что основными направлениями деятельности Союза женщин России являются:

а) защита прав и интересов женщин;

б) повышение общественного статуса женщин и их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, расширение возможностей для самореализации женщин, проживающих в сельской местности;

в) участие в реализации Национальной стратегии в интересах женщин на 2017 — 2022 годы;

г) содействие в осуществлении государственной семейной политики, укрепление института семьи;

д) содействие в осуществлении демографической политики Российской Федерации, защита материнства и детства;

е) поддержка социальных инициатив в целях реализации национальных проектов в области демографии, здравоохранения, образования, культуры и экологии.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить:

а) представительство Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации в органах управления Союза женщин России;

б) передачу в установленном порядке в собственность Союза женщин России находящегося в федеральной собственности здания, расположенного по адресу: г. Москва, Глинищевский пер., д. 6, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

в) утверждение порядка предоставления Союзу женщин России субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление его деятельности.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

В.Путин

Москва, Кремль

11 декабря 2018 года

№706

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

Информационно-консультационная помощь по обращениям граждан

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2019 Иркутский областной совет женщин.