Мудрость родительской любви

26 июня 2018

В течение 2017/2018 учебного года на базе школы №2 г. Свирска работал Родительский лекторий

Нет благороднее, выше миссии для человека-творца, чем отцовство и материнство. С той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себя огромную ответственность: каждое мгновение, видя своего ребёнка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребёнка, ты воспитываешь себя, утверждаешь своё человеческое достоинство.

В.А. Сухомлинский «Мудрость родительской любви»

Идея объединения сил в достижении успеха в каком-либо начинании не нова. Она уходит корнями глубоко в историю человечества. Этот закон работает и в вопросах воспитания подрастающего поколения. Современные учебники по педагогике особо отмечают важность единства помыслов и действий педагогов, родителей и детей. Это подобно тому, как если в семье, где отец и мать не могут найти общего языка, их дети будут учиться юлить, изворачиваться, притворяться. Но если муж и жена едины в своих устремлениях, то ребёнок будет правдивым, открытым, простым. Будет вырабатываться твёрдая основа для его характера.

Лет десять тому назад мы в школе №2 пробовали практику проведения родительских лекториев. Это были общешкольные собрания, собиравшие от 60 до 80 человек. К занятию готовились сразу несколько педагогов (обычно трое) по разным темам: например психология, здоровье, досуг. Также готовились видеоматериалы, раздаточный материал, анкеты. Эта форма проведения встреч с родителями имела большие плюсы. Самый главный из них – попытка совместного решения насущных задач семейной и общественной жизни. Самый главный минус – то, что мы не стали это делать в системе. Проведя несколько таких встреч, мы успокоились.

Сегодня не так просто найти среднее учебное заведение, где в системе велась бы подобная работа. Хотя не трудно догадаться, что она может успешно решать многие из стоящих перед нами, педагогами и родителями, проблем. Это доказал на практике в 40-70-х годах ХХ века Василий Александрович Сухомлинский. В своей книге «Мудрость родительской любви» он описывает работу «Школы для родителей» на базе средней школы посёлка Павлыш, которой руководил. Обучение быть родителями в ней начиналось задолго до того как юноша и девушка решили пожениться. Будущим и настоящим родителям предлагалось в течение всего учебного года один раз в неделю посещать родительскую школу.

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвёртый лечит людей, пятый шьёт одежду. Но есть самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, – это творение человека.

В.А. Сухомлинский «Мудрость родительской любви»

Опыт советского педагога, Героя социалистического труда, сыграл неоценимую роль в жизни не только российского общества, но и далеко за пределами нашей страны. В недавнем интервью одной из центральных газет дочь Василия Александровича профессор Ольга Васильевна Сухомлинская отметила, что сегодня как никогда в мире возрос интерес к наследию её отца. Поэтому мы, открывая свой родительский лекторий, по сути, не изобретаем ничего нового, а просто следуем путём классической педагогики. Для этого мы решили объединить силы школы №2 и Совета отцов города Свирска. Условно разделили родительскую аудиторию на четыре группы: I-III классы, IV-VI классы, VII-VIII классы, IX-XI классы.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает выпуск из средней школы зрелой личности. То есть личности, обладающей основными базовыми культурными, нравственными, интеллектуальными, духовными, волевыми качествами. И достичь этого на самом деле не так-то просто! Сейчас эта установка вольно и невольно толкает воспитателей и педагогов на поиск путей решения поставленной задачи. Но делается это чаще всего ощупью, далеко не всегда осознанно, возможно даже без особого энтузиазма. Наша попытка объединить силы педагогов, родителей и детей в стремлении к лучшей жизни носит вполне сознательный характер. И начать эту работу мы решили с раскрытия темы «Роль семьи в развитии личности».

Учебный год в родительском лектории начался 11 ноября 2017 года. Закончился он 19 мая 2018 года. Таким образом, мы отработали семь месяцев и восемь дней. За это время было изучено четыре темы: «Роль семьи в развитии личности», «Забота о здоровье – первый шаг к счастью», «Умейте управлять собой!», «Кем быть? Каким быть?» Всего было проведено 18 занятий. Их посетило 135 человек (22,3%). В школе в этом учебном году обучалось 605 человек. Занятия были построены таким образом, что каждый родитель имел возможность посещать их один раз в 1,5 месяца. Наполняемость групп варьировалась от 2 до 20 человек. Но средняя наполняемость оказалась 8-10 человек. Это неплохо для качества работы группы, но об охвате слушателей пока говорить не приходится.

Если вы мечтаете оставить после себя след на земле – не обязательно быть выдающимся писателем или учёным, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей. Хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей.

В.А. Сухомлинский «Мудрость родительской любви»

Далее немного расскажем о том, какие небольшие открытия мы сделали в течение этого учебного года. На занятия приходят люди разного возраста, социального положениея, национальностей, темперамента, профессий. Это весьма благоприятно. Потому, что работа лектория предполагает свободное общение: обмен знанием, мнениями, опытом, соображениями, сомнениями, открытиями, вопросами. Также приходят педагоги. У них есть возможность пообщаться со своими и другими родителями в неформальной обстановке, увидеть их с непривычной стороны. Были у нас и дети, даже совсем маленькие (примерно лет шести или пяти). Вроде бы ничего не понимая, они, тем не менее, сидели тихо всё время занятия, не мешая и ощущая себя чуть-чуть взрослыми. Приходили подростки: кто-то с мамой, кто-то с папой, кого-то отправила мама вместо себя. Их отношение очень разное – от внимательного и заинтересованного до безразличного. Также от посетителей прозвучала интересная мысль: можно ли посещать лекторий родителям из других школ? Мы подумали и решили: почему нет? Пусть это будет не школьный проект, но общегородской.

Регламент каждого занятия мы изначально определили в 1,5 часа (стандартная институтская пара). Но часто оно продолжалось до 2 часов и даже более по причине возникновения какого-либо вопроса, не терпящего отлагательства. Думали, какое выбрать наиболее оптимальное время для проведения лектория. Остановились на дне недели Субботе, время 13.00 час. Будущий учебный год для родителей планируем с октября 2018 по апрель 2019 года. Начнётся следующий учебный год с продолжения лекций по начатому курсу «Роль семьи в развитии личности». Это занятия по темам: «Гармоничный человек», «Для чего я живу?», «Опытность как ценность», «Стремление к высшим идеалам».

В течение года мы тщательно собирали вопросы родителей, возникшие в процессе работы лектория. Они весьма ценны, ведь это – темы будущих занятий. Хотим предложить вам некоторые из них, на наш взгляд наиболее интересные:

  • Как из мальчика вырастить мужчину?
  • Как научить ребёнка противостоять толпе?
  • Как воспитать в ребёнке бережливость?
  • Как заставить ребёнка больше читать?
  • Моё здоровье в моих руках?!
  • Прививки: «за» и «против».
  • Нужно ли взрослым учиться?
  • Средства массовой информации и дети.
  • Что делать с вредными привычками?
  • Физическая сила как аргумент в решении конфликтов.
  • Национальный вопрос: мы все разные?
  • В чём сила слабого пола?
  • Роль русской классики в воспитании.
  • Влияние речи на судьбу человека.
  • Стереотипы мышления мешают развиваться и нам и детям?
  • Быть родителем – самая важная профессия.

К каждой новой теме мы готовим книжную выставку и проводим небольшие презентации книг. Также у нас обязательно присутствует видео-сопровождение: ролики, клипы, презентации. Раздаём Вестники «ОТЦЫ и ДЕТИ», буклеты, памятки. Знакомим с художественными и документальными фильмами, рекомендуемыми к просмотру. Вместе смотрим мультипликационные фильмы и обсуждаем их. Заметили одну особенность – некоторые слушатели приходят на одну и ту же тему дважды! Спрашиваем: «Почему?» Отвечают: «Занятия не бывают одинаковые! Одна и та же тема на разных аудиториях звучит по-разному».

И в индивидуальных беседах, и на занятиях родительской школы самым острым, жгучим вопросом, который ставят родители, является вопрос «как?». Как воспитывать? Как найти гармонию родительской любви, ласки и требовательности? Как дать детям счастье? Нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитания человека.

В.А. Сухомлинский «Мудрость родительской любви»

В заключение осталось добавить, что летом мы не собираемся в отпуск, чего и вам желаем. Ведь личностное развитие каждого из нас – дело жизненно важное, приятное и радостное. Поэтому предлагаем всем, кто побывал на занятиях родительского лектория, повторить пройденное. Ну а тем, кто не был на них, предлагаем заочную форму обучения – краткое содержание пройденных материалов, опубликованных в последующих выпусках «Свирской энергии». Приятного и полезного чтения!

Подготовили Е. Брушкова и Д. Ивановский

Анонсы

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»

В целях реализации государственной политики в отношении женщин постановляю:

1. Согласиться с предложением общественной организации «Союз женщин России» об участии государства в ее деятельности, изменении статуса организации на общественно-государственную организацию и переименовании в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Союз женщин России» (далее — Союз женщин России).

2. Согласиться с тем, что основными направлениями деятельности Союза женщин России являются:

а) защита прав и интересов женщин;

б) повышение общественного статуса женщин и их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, расширение возможностей для самореализации женщин, проживающих в сельской местности;

в) участие в реализации Национальной стратегии в интересах женщин на 2017 — 2022 годы;

г) содействие в осуществлении государственной семейной политики, укрепление института семьи;

д) содействие в осуществлении демографической политики Российской Федерации, защита материнства и детства;

е) поддержка социальных инициатив в целях реализации национальных проектов в области демографии, здравоохранения, образования, культуры и экологии.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить:

а) представительство Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации в органах управления Союза женщин России;

б) передачу в установленном порядке в собственность Союза женщин России находящегося в федеральной собственности здания, расположенного по адресу: г. Москва, Глинищевский пер., д. 6, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

в) утверждение порядка предоставления Союзу женщин России субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление его деятельности.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

В.Путин

Москва, Кремль

11 декабря 2018 года

№706

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

Информационно-консультационная помощь по обращениям граждан

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2019 Иркутский областной совет женщин.