Мамина школа

27 марта 2020

Родительский Открытый Университет в ДОУ «Рябинка» работает с 2015 года. Примечательно, что все занятия проходят через организацию работы родительских клубов один раз в месяц. План мероприятий сначала формируется педагогом, а затем корректируется исходя из потребностей, интересов, предложений родителей и воспитанников.

Семья и группа детского сада – это первый социум, который способствует воспитанию полноценной личности ребенка, его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Формирование активной жизненной позиции родителей является актуальной проблемой для педагогов МКДОУ детского сада «Рябинка»  г. Тайшета, ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется личность. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому учреждением был взят активный курс на создание единого пространства развития ребенка в детском саду и семье – первой школе воспитания растущего человека.

01.12.2015 года заключено соглашение о сотрудничестве в рамках проекта  «Родительский Открытый Университет», участниками совместной деятельности которого стали общественная организация «Иркутский областной Совет женщин», педагогический институт ФБГУ ВПО «Иркутский государственный университет»,  управление образования Тайшетского района и образовательная организация МКДОУ детский сад «Рябинка».  Став центром этого инновационного процесса, педагоги перестраивали свою работу в соответствии с потребностями и возможностями детей и родителей.

Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.  Для этого использовались такие методы, как наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия ДОУ с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя и детей, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.

Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, перепробовав многие из них, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб.

Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Родительские клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Работой клуба руководят специалисты ДОУ и воспитатели.

В организации работы родительских клубов мы используем разнообразные формы работы: беседа, практикум, консультация, тренинги, тематические встречи, дискуссии, круглые столы, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. 

В конце учебного года (май) проводится итоговое заседание Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы.

Каждый клуб имеет свое название, цель, задачи развития и воспитания, определенный план работы, которому следует в течении учебного года, внося необходимые корректировки, если этого требует обстановка, запросы родителей, актуальность темы в данное время.

В настоящее время в МКДОУ детском саду «Рябинка» функционируют следующие Родительские клубы: «Заботливый родитель»,  «Мы вместе» (для родителей детей с ОВЗ, детей - инвалидов), «Логопедическая школа», «Мамина школа», «Птица счастья».

Родительский клуб «Заботливый родитель» возглавляет педагог-психолог Гурова А.С. За период с января 2019 года по февраль 2020 года в Клубе прошло анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания. Прошли такие мероприятия, как «Давайте познакомимся», семинар-практикум «Роль семьи в подготовке детей к школе», совместное мероприятие «День рождения Клуба», групповые дискуссии «Нужны ли наказания?», «А знаете ли Вы Вашего ребенка», круглый стол «Презентация опыта семейного воспитания».

Постоянными участниками клуба «Мы вместе» являются 8 человек. Руководит Клубом воспитатель, педагог-психолог Степанова Н.А. Цель работы родительского клуба «Мы вместе»: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников с ОВЗ. Системная работа с семьями обучающихся с ОВЗ обеспечивает комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия. За период с января 2019г по февраль 2020г в родительском клубе для родителей детей с ОВЗ прошло 10 встреч. Темами встреч, согласно программе работы клуба, были: «Мой ребенок особенный», «Родительская любовь», «Стили взаимодействия с детьми», «Методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья», «Права и обязанности детей и родителей», «Мой интересный мир», «Игра в жизни ребенка», «Ладушки-ладушки» (о значении развития мелкой моторики), «Школа Говорушкина», «Наше рукотворчество».

Встречи проходили с участием таких специалистов, как: учитель-логопед, дефектолог, медицинская сестра, специалист ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району».

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей, подготовлены буклеты и памятки по следующим темам: «Зачем нужно развивать мелкую моторику», «Артикуляционная гимнастика: играем дома», «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями», «Играем вместе», «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта», «Почему нужно обнимать детей как можно чаще», «Ребенок с ОВЗ в коллективе детей», «Детская агрессивность и ее причины». Работа Клуба была высоко оценена родителями в мае 2019 года и продолжена.

Родительским клубом «Логопедическая школа» руководит учитель-логопед Порохова  Э.Г. Он создан одним из первых по запросам родителей. В апреле 2019 г. проведено внеклассное мероприятие с первоклассниками по правовому воспитанию детей на тему «Сказка – ложь, да в ней намек», с привлечением воспитанников ДОУ и их родителей (в рамках тематического инновационного проекта «Моя семья – моя защита»).

Изготовлены буклеты для родителей «Влияние электронных гаджетов на речевое развитие ребенка».

В рамках работы РОУ были проведены консультации для родителей ДОУ «О проблемах речевого развития и организации логопедической помощи в ДОУ», даны рекомендации родителям детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперреактивностью).

Клуб «логопедическая школа» и работа учителя-логопеда остается одной из самых востребованных на данное время. Большое внимание уделяется индивидуальной консультационной работе.

Родительский клуб «Мамина школа» был организован в сентябре 2019 года в средней группе воспитателем Абраменко И.Н. с целью повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития, обогащение знаний родителей и организации плодотворной  работы дома для улучшения речи детей.

В рамках родительского клуба проведены мастер-классы по артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастикам. моторике, сближению мамы и ребенка. Члены Клуба на своих встречах обмениваются опытом воспитания своего ребенка, принимают активное участие в жизни группы.

Руководителем Родительского клуба «Птица счастья» стала воспитатель Моськина Г.В. Целью работы клуба является: развитие интереса у родителей к совместным играм и деятельности детей. Девиз клуба «Отдыхая – познавай». Эта совместная деятельность родителей, педагогов и детей. «Мы вместе играем, мы вместе творим и Вам никогда скучать не дадим!».

В процессе совместной деятельности родители имеют возможность не только творчески реализовать себя, но и обсудить интересующие их вопросы, касающиеся воспитания и развития ребёнка.

Особенность родительского клуба «Птица счастья» заключается в том, что подготовка всех мероприятий проводится совместно с творческой группой родителей. Родители всегда выступают как активные участники. При подготовке к мероприятию родители проводят большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивают стихи, читают художественную литературу, оформляют стенгазеты, готовят костюмы и атрибуты для инсценировок, помогают создавать различные презентации. Совместно с детьми и родителями проведены следующие мероприятия: совместное развлечение «Святки», круглый стол с острыми углами «Наши  драчуны», «Колесо фортуны» - КВН родители и дети, совместное итоговое мероприятие «На пороге школы», проект «Правила дорожные каждому знать положено», игротека «Играем пальчиками – развиваем речь», совместное украшение для театрализованной деятельности «Вместе своими руками сказку сделаем мы сами», обучающая консультация «Танаграм»  и как в него играть», «Сюрприз для любимых пап» (совместно дети и мамы) и «Сюрприз для любимых мам» (совместно дети и папы) и многое другое.

Осознанное включение родителей в единый совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность. Групповая работа даёт возможность родителям увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, она объединяет участников деятельности, учит пониманию и сотрудничеству.

Общение в неформальной, творческой, дружественной обстановке позволяет проявить лучшие качества как детям, так и родителям. Чувство раскрепощенности, которое проявляется в неформальной обстановке, помогает педагогам и родителям лучше узнать друг друга, понять общность интересов, объединиться для решения общих задач воспитания, образования и развития ребенка, становление компетенций родителя.

Работа родительского клуба является важным шагом в направлении повышения психолого-педагогической культуры родителей, а его деятельность намного отличается от традиционной системы работы с родителями. В родительском клубе создаются особые условия, для которых характерны уважение к ребенку, забота о нем, доверие между родителями и детьми, детьми и педагогами, педагогами и родителями.

Занятия с родителями в рамках реализации проекта «Родительский Открытый Университет» показали, что РОУ — это главный механизм в установлении тесных детско-родительских отношений.

Сегенюк Н.Н. заместитель заведующего по УВР МКДОУ детского сада «Рябинка» г. Тайшета, руководитель филиала РОУ

Поддержка участников СВО

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.