Воспитание театром

07 июня 2023

7 июня в стенах Общественной палаты Иркутской области прошел круглый стол «Социальное партнерство государственных и общественных организаций в воспитании детей средствами театрального искусства». Он стал завершающим мероприятием в реализации крупного проекта «Театр - школа жизни».

Организаторами этого масштабного события выступили Областной совет женщин – Иркутское региональное отделение Союза женщин России и его партнеры по реализации проекта: Иркутское театральное училище (директор, член Общественной палаты Светлана Домбровская), Информационно-методический центр развития образования города Иркутска (директор Юлия Василькова) и Центр развития семьи «Веста» (директор Наталья Паскевская), а также комиссии Общественной палаты Иркутской области: по поддержке семьи, материнства и детства (председатель Анна Загайнова), по культуре и сохранению историко-культурного наследия (председатель Марина Кондрашова), по образованию и науке (председатель Леонид Выговский).

Проект «Театр – школа жизни», появился не случайно. Он родился из идеи Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» (председатель Екатерина Лахова) приблизить театр к школе, включить театр и театральную педагогику в образовательную деятельность, в процесс воспитания. Недаром, проект, который с 2019 года реализует эта организация на федеральном уровне, так и называется: «Театр+школа: точки роста» (руководитель проекта - советник председателя Союза женщин России Галина Федосеева). Он успешно встраивается в качестве общественной инициативы в национальные проекты «Культура» и «Образование» и органично дополняет их. Известно, что воспитание, дело не только семьи и школы, но и всего общества. Сегодня все активнее и заметнее становится роль общественных институтов в той перенастройке системы воспитания, которая происходит в семье, школе, обществе.

 

Проект Иркутского областного совета женщин «Театр – школа жизни», победитель Президентского фонда культурных инициатив 2022 года, объединил усилия и ресурсы двух систем – культуры и образования, общественных институтов для погружения ребенка в мир русской духовной культуры и классического театрального искусства, начиная со школы. Он направлен на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства. Это пилотный проект регионального значения разработки и внедрения модели сопровождения школ по поддержке школьных театров и включению театральной педагогики в единый образовательный процесс. В нем приняло участие 10 школ из 6 МО Иркутской области: гг. Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск, районы Нукутский, Усольский, Куйтунский (количество участников 300 чел.).

Напомним, что к 2024 году стоит задача – в каждой школе создать школьный театр. Также рекомендуется при наличии соответствующей базы и ресурсов включать модуль «Школьный театр» в рабочие программы воспитания школ, практиковать внедрение различных форм театрализованной деятельности. Проект отвечает на эти вопросы – как профессионально и эффективно помочь школам в создании школьных театров и как грамотно включить модуль «Школьный театр» и театральную педагогику в единый образовательный процесс школы. Командой проекта разработаны механизмы и нормативно–правовые акты (более 10) для координации деятельности всех участников по выполнению цели и задач проекта.

12 и 13 мая 2023г. состоялся финальный этап проекта – областной форум «Школа мысли, действия, чувств», о котором мы уже писали на сайте Общественной палаты https://opirk.ru/news/palata_news/5611/. Форум завершился ярким торжественным концертом в стенах Иркутского музыкального театра, подведением итогов и награждением победителей и призеров двух конкурсов «Лучший школьный театр» и «Воспитание театром».

Круглый стол в Общественной палате Иркутской области – повод обменяться мнениями, послушать специалистов в области театральной педагогики, вспомнить наиболее яркие страницы проекта, рассмотреть влияние мероприятий, проводимых в школах на процесс воспитания детей средствами театрального искусства, определить вектор развития и инициировать его.

Одно ясно – проект не завершается, а лишь трансформируется в другую форму. При этом очень важно, чтобы приобретенный коллективный опыт реализации модели сопровождения школ по данному направлению получил свое дальнейшее развитие.

– Наша основанная цель сегодня – проанализировать эффективность модели сопровождения школ по поддержке школьных театров в рамках межведомственного взаимодействия и системы социального партнерства государственных и общественных организаций, но главное – выработать дальнейшие пути, по которым пойдет этот проект, – обозначила модератор заседания, председатель Областного совета женщин – ИРО Союза женщин России, заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области, руководитель проекта «Театр-школа жизни» Галина Терентьева.

На круглый стол собралось большое число участников: это представители региональной власти: руководители министерства культуры и министерства образования Иркутской области, команда проекта и школы-участники, члены и эксперты трех комиссий Общественной палаты региона, органы управления образования и культуры муниципалитетов области, представители Иркутского педагогического института ИГУ, а также почетные гости: ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, сотрудник филиала Московского ТЮЗа «Театр Роста», театровед Александра Никитина; прозаик, драматург, почетный гражданин Иркутской области Валерий Хайрюзов (Москва) и актер, режиссер, театральный педагог высшей категории Валерий Зиновьев (Санкт- Петербург).

Александра Никитина выступила с докладом «Школьная театральная педагогика в контексте современного образования», обозначив основные моменты в преимуществе театральных образовательных практик, позицию со стороны учеников, учителей и родителей, а также представила наиболее эффективные модели школьных театров в стране. Кроме того, в проект резолюции эксперт внесла несколько предложений, которые помогут развивать данную деятельность в регионе.

– Иркутское сообщество театральных педагогов должно иметь возможность выхода в общероссийское сообщество и иметь представление о том, что происходит в этой сфере в России. Второй момент – когда выделяются средства и задаются программы школьных театров, важно решить вопрос, чтобы школьный театр получал средства не только за счет дополнительного образования, но и за счет внеурочной и проектной деятельности. Тогда театр будет проникать во все сферы школьной жизни, – уверена Александра Никитина. – Еще было бы замечательно спланировать совместную сессию с участием Союза женщин России и МГПУ для руководителей школьных театров, специалистов, чтобы познакомить участников более предметно с современными практиками и направлениями театральной педагогики.

В ходе мероприятия были подведены итоги выполнения Комплексной программы сопровождения школ по реализации проекта, в рамках которой, организовано сопровождение деятельности педагогических коллективов школ по двум направлениям: 1) психолого-педагогическому «Как воспитать человека. Новые вызовы. Пути решений» и 2) театральному «Театр – как точка роста. Театральная педагогика в школе». Также участники круглого стола обсудили вопросы дальнейшего развития школьных театров в Иркутской области, использования театральной педагогики в едином образовательном процессе школы – обучения, воспитания, развития школьников.

В выступлениях руководителей по данным направлениям был представлен комплекс мероприятий в рамках данной программы по выполнению целей и задач проекта (более 40 мероприятий, около 4 тыс. участников).

При Иркутском театральном училище создан Опорный центр по поддержке школьных театров, специалистами которого проведены мастер-классы и обучающие семинары для педагогов, встречи-консультации по работе над спектаклем, речевые тренинги и тренинги по сценическому искусству с детьми и т.д.

За школьными театрами в качестве кураторов были закреплены наставники – ведущие актеры (режиссеры) иркутских театров. Такое наставничество помогло успешно сочетать познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном и репетиционном процессе, в театральном показе.

По психолого-педагогическому направлению проведен комплекс мероприятий: педсоветы (стартовые и итоговые), семинары, круглые столы, тренинги, консультации для руководителей школ, социальных педагогов, классных руководителей и педагогов-психологов.


Проект возымел колоссальный эффект. Слова признательности и благодарности за предоставленную возможность звучали от всех участников без исключения, ведь работа такого масштаба помимо своей огромной пользы принесла еще и множество положительных эмоций всем, кто с ней соприкоснулся.

– Большое спасибо за возможность поучаствовать в таком интересном проекте и за то, что дали возможность детям самореализоваться не только в коллективе, но и в областном сообществе. Хочу отметить, что нам всегда оказывали методическую, психологическую и театральную помощь, это стало нашим стартом для работы, – рассказала Алена Ченских, директор МБОУ «Белая СОШ» Усольского района. Коллектив этой школы занял почетное первое место в конкурсе школьных театральных коллективов

Вместе с тем, в ходе круглого стола участники обозначили непростые вопросы дальнейшей судьбы школьных театров и созданных в ходе проекта структур, в частности Опорного центра по поддержке школьных театров, проведения ежегодных творческих театральных смен в Образовательном центре «Персей» и областного фестиваля детских театральных коллективов «Алые паруса». Также обсуждались вопросы обеспечения информационно-методического сопровождения деятельности педагогических коллективов по включению школьных театров в рабочие программы воспитания школ, перспективы внедрения театральной педагогики в школах, подготовки кадров по новым технологиям, их материального и морального стимулирования, оснащения школ необходимым оборудованием и многие другие вопросы.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, организаторы мероприятия подготовят рекомендательный документ по итогам обсуждения. С резолюцией можно будет ознакомиться на сайте opirk.ru в разделе «Резолюции и решения».
Пресс-служба Общественной палаты Иркутской области

Поддержка участников СВО

 

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.