Храм человеческой души - пусть будет, как мечталось! Накануне праздника!
Понять, в чём твоё предназначение – вопрос непростой. Многие люди ищут на него ответ всю жизнь. Мне кажется, всё случилось само собой. А может быть - нет? С годами я всё больше думаю о том, что мой выбор не случаен
Стаж педагогической работы Александры Николаевны– 39 лет, почти 20 из них – председатель Балаганского районного совета женщин. Где оно – твоё предназначение?
Детство. Мир, радующий и удивляющий. Играли, рисовали, клеили, мастерили, пели, танцевали… Родилась и выросла в многодетной семье. Родители – вечные труженики, устремлённые в коммунистическое далёко. Они большую часть времени проводили на работе. Нас, семерых детей, воспитывала школа, улица, но дома всегда было чёткое распределение обязанностей по хозяйству, ответственность старших перед младшими. Родители воспитали так, что работа должна быть на первом месте.
Моим идеалом была моя мама - Колганова Вера Ивановна. Ей я отвожу особую роль. Сегодня ей 92 года. Я до сих пор не перестаю восхищаться неисчерпаемой добротой, искренностью, вниманием и заботой, которые мама проявляла и к нам - детям, и к людям. Она всегда говорила нам, что настоящее счастье приходит лишь к тому, кто приносит счастье другим. Всё воспринятое умом и сердцем в детстве очень живуче. Именно родители помогли понять роль труда и оценить его и полюбить.
Школьные годы, юность. Манящий космос. Споры о физиках и лириках. Учителя, рисующие идеалы будущего. Спортивные секции и соревнования, кружки и концерты, трудовые десанты и походы, песни у костра - мне хотелось успеть повсюду. В Куйтунской школе №1 училась на хорошо и отлично, много читала, была любознательной и очень гостеприимной (однажды на день рождения, не смотря на пургу, пришёл весь класс). Активно занималась спортом, была пионеркой, затем вступила в ряды комсомольской организации. в старших классах была пионервожатой, с тех пор появилось желание быть учителем.
Студенческие годы. Рассуждения словами Павла Корчагина, главного героя романа «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое. И надо спешить жить».
Наивная девочка из простой школы, не слушая отговорки, без колебаний положила свои документы в приёмную комиссию факультета русского языка и литературы. Без влиятельных родителей, только упорством и трудолюбием, где большинство студентов - выпускники городских школ, медалисты. А дальше! Лекции и сессии. Учиться было очень интересно: на практике поездили по городам и сёлам Иркутской области. Песни о дорогах и больших городах. Агитбригады и стройотряды. Выезды на уборку урожая, летняя практика в пионерском лагере. Вера в то, что ты нужен, что ты можешь, что потомки «напишут наши имена». Выбрали старостой группы, однокурсницы уже тогда заметили организаторские способности.
Первые уроки и первые ученики, глядящие на тебя с любопытством и долей сомнения. Понимание того, что знаний всегда будет не хватать.
Полное погружение в школьную жизнь. Первые неудачи и победы. Первые годы было сложно, не хватало нужных знаний по предмету, сказывалось слабое владение методикой преподавания, не всегда получалось с дисциплиной в 5 классе, а их было 32 ученика. Повезло с завучем Бережных Галиной Иннокентьевной, директором школы Васильевой Галиной Владимировной. Они разбирали каждый этап урока, указывала на ошибки. Благодаря своим наставникам, учителям русского языка и литературы Токаревой Галине Яковлевне, Иноземцевой Галине Николаевне, я усвоила основы педагогической методики. Хотелось сделать уроки интереснее, насыщеннее. А помогли мне понять, каким должен быть мой урок Танечки и Толики, Марины и Саши, Серёжи и Алёши. Нет, неправильно! Наш урок! Да, именно так – наш! Ведь урок получается только тогда, когда становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим.
Любовь. Она мой лучший друг и верный спутник. В юности встретила свою первую и единственную любовь. В 23 года вышла замуж. Как подарок судьбы, родила замечательных детей: два сына (двойняшки) и дочь, которыми горжусь. Семья, в которой каждый стремится взять на себя как можно больше. Дети! Широко распахнутые, доверчивые и любопытные глаза сыновей, а потом дочери. Удивляешься, как много может понять и усвоить маленький человечек. Желание вести их за собой и боязнь обмануть их. Рядом со мной дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, с собственным жизненным опытом. Кем я стану для них? Что я могу им дать? Прежде всего – любовь! Именно любовь и тепло не должны потеряться где-то, обойти стороной. И я каждый день прихожу к своим детям с любовью. Вот уже 39 лет я учитель.
В посёлке весь ты на виду. Все знают о твоих победах и поражениях. Помогут в беде, порадуются твоему счастью. Через школу проходят многие поколения больших и маленьких семей. Твоя выпускница приведёт сюда свою дочь, потом внука и правнука. И не прервётся эта ниточка. У меня есть возможность проследить судьбы каждого своего ученика, а значит, увидеть результат своего труда.
Любимая работа. Школа – мой второй дом, куда я торопливо шагаю каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – и взрослым, и детям. Каждый день, переступая школьный порог, я забываю о тревожащих на сердце бедах и вхожу в класс с просветлённой душой. Меня хотят слушать, у меня хотят учиться, спорят со мной, принимают меня такой, какая я есть, и, конечно, доверяют мне. Именно это окрыляет и обязывает.
Мои ученики. Мои дети. 25 мая последний звонок. И тут всё началось. Подвожу итоги: в 7 «б» у меня четверок и пятёрок меньше, чем обычно. Почему? Отпуск! Куда уедешь от огорода - кормильца, от плантаций капусты и моркови? Я лебеду не сеяла, но она уже выше моркови. Пропалываю и рассуждаю. Почему же в 7 «б» получилось хуже? Что мне надо изменить в себе, чтобы они стали лучше учиться? Вот уже и 20 метров грядки позади. Оборачиваюсь. Красота! Иду дальше! Какой результат мне важен? Кроме того, очень хочется, чтобы мои ученики побеждали на олимпиадах. Хочу помочь им сориентироваться в этом мире, научить их верно выбрать свою дорогу и уверенно зашагать по ней. Чем тяжелее работа, тем слаще итог. Всё, с морковкой закончила, перехожу к свёкле. Надо продолжить сотрудничество с учителем физики, химии. Именно на уроках они должны усвоить всю мудрость мира, выдвигать гипотезы и доказывать их, ставя опыты. Сами! Со свёклой проще, её я посадила меньше. Пора заняться садом. Какой след я оставлю в умах и сердцах учеников? Вот и отпуск прошёл. Словно и не бывало. Пора собирать урожай. Как я научила их учиться, такой урожай они и соберут. Я хочу, чтобы их корзины были полными.
Скоро шестьдесят. Наверное, детская мечта так и останется мечтой, но свой храм человеческой души, науки я уже строю 39 лет. Каждый день, в каждом классе, на каждом уроке, для каждого ученика и для себя. Идеалы юности не померкли. Оглядываюсь и вижу, что продолжаю идти дорогой своих наставников, на которой главное – отдавать себя. Отдавать постоянно, уставая и радуясь – ведь нет неиссякаемых кладовых. Учиться и совершенствоваться. Творить. Брать, чтобы отдавать. Отдавать и находить – в этом счастье, это, наверное, и есть главный лейтмотив всей моей жизни, мой профессии. Это моя философия. Хочется обратиться к словам «Говори, что знаешь, делай, что должен, пусть будет, чему быть». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, то ты можешь сделать их счастливыми. И будет, добавлю, всё как надо, как мечталось. Именно поэтому я работаю учителем - в классе, дома, в посёлке – учитель по жизни!
Эссе Селивановой Александры Николаевны, учителя русского языка и литературы Балаганской школы № 2
Хочется дополнить: её профессиональный, творческий, общественный багаж отмечен наградами: Почётная грамота Министерства образования и науки РФ, почётное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации», памятная медаль "Союз женщин России», трижды отмечена грамотами и благодарностью Губернатора Иркутской области, Почётная грамота, благодарность Законодательного Собрания Иркутской области, грамоты и благодарственные письма Областного совета женщин, грамоты и благодарственные письма мэра Балаганского района. Любимая, плодотворная учительская работа в школе нисколько не мешает, а скорее дополняет общественную деятельность Александры Николаевны
А. Самсонова, заместитель председателя ИРО Союза женщин России.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.
Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.
Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)
Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ