Учитель, родитель – творец счастья детей…
Создание филиала Родительского Открытого Университета (РОУ) в школе № 48 г. Нижнеудинска вызвано было насущной необходимостью сегодняшнего дня. Проект Иркутского областного совета женщин закрепился здесь в 2017 году и, можно сказать, надёжно прижился.
Если спросят, чем отличается эта школа от многих других, с уверенностью можно сказать - созданием единого образовательного пространства: родители – учителя – дети. Это суть проекта.
Закон Российской Федерации называет родителей первыми педагогами и обязывает их заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, начиная с младенческого возраста
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, новых форм работы.
Цель программы «Родительский Открытый Университет» - создание условий для повышения педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Примечательно, специалисты филиала РОУ разработали в школе нормативную локальную базу деятельности Родительского Открытого Университета, создали информационный блок для родителей на интернет-сайте школы, в социальных сетях с использованием систем интерактивного общения. Провели социологическое исследование проблем семейного воспитания. Составили план мероприятий с участием родителей и обучающихся. Родителей ознакомили с содержанием программы поддержки семейного воспитания, реализуемой через Родительский Открытый Университет. Была спланирована и организована работа специалистов по психолого-педагогическому, медицинскому, юридическому просвещению родителей, обеспечено научно-методическое сопровождение обучения и консультирования родителей.
Изюминкой родительского просвещения является разработка положения ценностно-значимого содержания семейного воспитания, с учетом социокультурных и культурно-исторических традиций, а также современных проблем и особенностей развития общества,
что, бесспорно, способствует раскрытию воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей путем привлечения в качестве лекторов, учителей, руководителей групп.
Интеллектуальное кафе для родителей
Преимущества нового подхода к взаимодействию педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что школа всегда поможет им в решении педагогических проблем, а не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Мастер – класс проводят родители для детей!
Во-вторых - учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего ученика и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих - родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в школе и семье.
Работа в рамках программы Родительский Открытый Университет включает два модуля: 1.практический модуль «Родители – родителям», 2. информационный модуль - «Семья и школа – один взгляд».
Информационный модуль - опосредованное общения между педагогами, специалистами и родителями. Формы занятий: консультации, семинары, мастер-классы, конференции. Основные решаемые вопросы:
- информирование родителей об их правах и обязанностях в сфере образования, возможностях получения качественного общего и дополнительного образования;
- формирование компетенций родителей в развитии и воспитании детей;
- получение знаний по основам детской психологии.
Очень ценна форма работы специалистов РОУ сегодня, в рамках вирусной эпидемии, передача информации через сайт школы, социальную сеть Вайбер, что значительно расширяют возможности быстрого информирования родителей и оказания им помощи в правовых вопросах, вопросах безопасности детей, укрепления их здоровья и получение обратной связи с ними.
Не умаляем значимость практического модуля, что подразумевает работу с большим составом родителей школы. Это совместные мероприятия педагогов, родителей и детей. В рамках этого направления используется принцип – научись сам, сумей передать свои знания другим.
Заседание родителей-интеллектуалов…
Родители становятся непосредственными инициаторами, организаторами, участниками проведения различных мероприятий в школе. Для того чтобы родители взаимодействовали со всеми учениками своего класса, был дух соперничества между классами, все мероприятия проводятся в рамках конкурса – проекта родительских коллективов «Отличник детства».
В начале каждого учебного года проводится анкетирование среди родителей и составляется тематическое планирование родительского всеобуча на год. План и положение проекта «Отличник детства» утверждается на Родительском совете.
Для успешной организации обучения подобраны кадры, которые проводят эту работу. Это классные руководители, заместители директора, руководители социально-психологической службы, медицинские работники, работники отдела молодёжной политики района, инициативные родители. Уже на следующий год участниками конкурса «Отличник детства» стали родительские комитеты десяти классов начального и среднего звена. Родители с большим интересом проводят открытые уроки и мастер-классы, родительские собрания, познавая азы педагогики, и обучая друг друга.
Вначале самыми активными участниками стали родительские комитеты начальных классов, которые поддержали инициативу проведения конкурса «Отличник детства» в рамках родительского просвещения. Цель этого конкурса - организовать работу в классах совместно с детьми, поделиться опытом организации работы, в результате определить лучшую практику взаимодействия большого классного коллектива. Родители с большим интересом стали организовывать внеклассные мероприятия: походы, творческие мастерские, спортивные состязания, социальные проекты, праздники.
При неформальном общении сглаживается барьер между школой и родителями. Стали чаще поступать обращения за советами и помощью в решении внутрисемейных проблем к педагогам, психологам. Возникла необходимость в проведении родительского всеобуча.
Награждение родителей за реализацию проекта «Отличник детства»
Занятия по данной программе являются педагогически целесообразными, поскольку переживания школьника, его успешность или неудачи при обучении влияют на его отношения в семье, вызывают различные реакции близких людей (от тревоги, беспокойства до раздражительности, жестокости, усталого равнодушия). Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним. Различные формы работы в рамках программы «Родительский Открытый Университет» позволяет вовлечь большее число родителей, с учетом их интересов; отсутствия жесткой регламентации во взаимодействии. «Родительский Открытый Университет» является местом, где всегда есть возможность его членам развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.
Триста шестьдесят родителей в 2020 году принимают участие в родительском всеобуче.
Конкурсная программа «Папа может все»
Опыт работы нашей школы был представлен на муниципальном и региональном уровне. В 2017 году стали победителями регионального конкурса практик эффективного взаимодействия социальных институтов в системе воспитания школы «Содружество». В 2018 году в рамках региональной мобильной сети был представлен опыт работы по теме «Создание единой образовательной среды в школе».
На VI Байкальском гражданском форуме в 2019 году группа родителей стали участниками дискуссии: «Семья и родительская общественность в реализации национального проекта «Образование».
А сегодня, школа принимает активное участие в региональном конкурсе, организованном Иркутским областным советом женщин «Родительское образование – веление времени»
Архипова Ирина Петровна, руководитель Родительского Открытого Университета школы № 48, г. Нижнеудинск
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.
Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.
Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)
Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ