Педагогическое просвещение родителей, как средство повышения их культуры

30 июля 2018

«Хорошо воспитывать может только тот, кто

постоянно совершенствует сам себя»

Н. Я. Соловьев.

Детский сад – первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители, где начинается их систематическое педагогическое просвещение, взаимодействие с педагогами, родительский всеобуч.

В современных условиях рассмотрения семьи и школы, как равноправных участников образовательного процесса многие ученые и практики особое внимание уделяют на аспект развития ее воспитательных возможностей, в частности на развитие родительской компетентности воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей в целом.

Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития, желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. И зависит от уровня их собственного образования и культуры, индивидуальных особенностей, жизненного опыта.

Сегодня основная масса родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентна в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели, опирается на опыт близких им людей, свой собственный опыт. Все это зачастую приводит к большим ошибкам. Поэтому подготовка родителей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры, которая позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы родительские собрания и конференции, направленные на обсуждение общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, организационно-деятельностные и психологические игры, собрания-диспуты, родительские лектории, семейные гостиные, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинары, тренинги и другие формы.

Но как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой не была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе.

Понимая это и следуя изменениям, происходящим в сфере образования, коллектив специалистов детского сада № 172 города Нижнеудинска, руководитель Агейченкова Светлана Николаевна, одним из главных направлений деятельности детского сада видит в организации не просто родительское просвещение, а именно систему непрерывного психолого – педагогического образования родителей.

Более трех лет назад коллектив заключил четырехстороннее соглашение с Иркутским областным советом женщин, Педагогическим Институтом ИГУ, управлением образования Нижнеудинского района по открытию на базе детского сада филиала Родительского Открытого Университета. Создав рабочую группу из профессионалов системы образования специалистов других ведомств, ветеранов педагогического труда, разработав нормативную базу, изучив спрос родительской общественности и актуальность существующих проблем, коллектив успешно занимается вопросами родительского просвещения. Радует, что число слушателей постоянно растет, что говорит о востребованности РОУ. В состав слушателей входят родители всех возрастов. С большим желанием на занятия приходят родители детей с ограниченными возможностями, а также приемные родители. Работа филиала РОУ рассчитана на учебный год.

Эффективность и результативность работы РОУ выше, когда конференции, дискуссии, диспуты, лекциисочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций. Поэтому специалисты филиала РОУ широко используют многообразие форм встреч. Такие как:

Азбука для родителей «Улыбка малыша в период адаптации» (погружение родителей в проблемную ситуацию, установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому саду);

Родительский клуб «Семейный очаг» (привлечение внимания к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка;

Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений дошкольников в домашних условиях» (предоставление практических рекомендаций по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие математических способностей у детей; обучение составлению фигуры-силуэта, ориентируясь на образец; планирование хода действий).

Мастер – класс «Игра для развития речи своими руками» (ознакомление с разнообразием речевых игр, применяемых в домашних условиях; рассказ о пользе и значении совместных игр (родитель – ребёнок) по развитию речи; предоставление возможности проявить своё творчество в изготовлении речевых игр для занятий дома).

Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы» (открытый показ образовательной деятельности в подготовительной группе; распространение памятки «Параметры готовности к школе ребенка»; объяснение родителям правильных понятий о психологической готовности ребенка к школе, дискуссия «Опасения родителей при поступлении ребенка в школу»).

Тренинг «Мы вместе» (развитие психолого-педагогической компетентности родителей как средства профилактики зависимого поведения детей старшего дошкольного возраста).

Психологическая мастерская «Арт-терапия в помощь маме» (привлечение внимания к проблеме детской тревожности; формирование у родителей знаний, умений и навыков по преодолению детской тревожности через арт-терапию; коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей, распространение буклетов-памяток «Откуда берутся тревожные дети?», тестирование «Я конфликтный?»).

Мастер-класс «Ритмическая гимнастика «Делай как я» (мини-лекция о роли ритмической гимнастики для закаливания организма, укрепления иммунитета и опорно-двигательного аппарата ребенка, активизации процесса обмена веществ; «Час» тренировок, распространение буклетов «Комплекс упражнений ритмической гимнастики для дошкольников»).

Практикум по пальчиковой гимнастике. «Поговори со мною, мама» (сообщение «Речь на кончиках пальцев», игровая «минутка», распространение буклетов «Пальчиковые игры»).

День сотрудничества «Вместе весело шагать!» (совместные познавательные досуги;

представление опыта семейного воспитания познавательной активности ребенка; мастер-класс «Экспериментируем вместе с мамой, вместе с папой»; распространение брошюр «Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях», буклетов «Экспериментируем вместе с мамой, вместе с папой»).

Тренинг «Предшкольная пора» (анкетирование; диспут «Школьная готовность. Что это значит?»; выполнение практических заданий, распространение буклетов: «Варианты домашних заданий по подготовке к школе», «Значение игры при подготовке ребенка к школе», «Готов ли Ваш ребенок к школьному обучению?»).

Единый родительский день «Проснись, родительское сердце» (встреча в «Родительских гостиных»):

– группы раннего возраста: тренинг «Семья – основа воспитания»;

– младшая группа: устный журнал «Моя семья – что может быть дороже»;

– средняя группа: деловая игра «Семейные ценности»;

– старшая и подготовительная группы: совместная детско-родительская игра-путешествие «Из прошлого в настоящее и будущее».

Разнообразные формы работы с родителями взаимосвязаны и представляют единую стройную систему, предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени связаны с практикой работы с детьми.

Все это стало возможным благодаря взаимодействию филиала РОУ с общественностью и социумом.

В своей деятельности педагогический коллектив руководствуется рекомендациями научного руководителя и члена президиума Областного совета женщин, куратора проектов по родительскому просвещению В.М. Бихневич, а также специалистов организационно-методического Управления образования МО «Нижнеудинский район». Перед слушателями выступают библиотекари ЦГБ г.Нижнеудинска; педагоги Нижнеудинской детской художественной школы, психолог Олеся Васильевна Султанова, учитель – логопед Ирина Павловна Мовилян, воспитатель ДОУ Татьяна Валентиновна Гусева, учитель средней школы №48 Наталья Алексеевна Сидорова, руководитель клуба народного творчества Мария Ивановна Онучкова, учитель детской художественной школы Наталья Анатольевна Овсиевич, победитель областного профессионального конкурса «Воспитатель года- 2018» Татьяна Владимировна Федорова и многие другие…

Положительные отзывы слушателей свидетельствуют о целесообразности и эффективности работы нашего филиала Родительского Открытого Университета.

Неслучайно и в рамках Десятилетия детства в Иркутской области в плане основных мероприятий на 2018 – 2020 годы, родительское просвещение определено, как стратегическое направление работы образовательных организаций, органов местного самоуправления и общественных объединений.

А это означает: мы на правильном пути!

Ираида Михайловна Хохлова, заместитель руководителя ДОУ № 172, г. Нижнеудинск

Анонсы

Присоединяйтесь!

Акция Благотворительного фонда "Семья Прибайкалья" в помощь детям областного хосписа – "Комфорт ребенку" (в рамках месяца Добра) проходит в Иркутске при поддержке Общественной палаты Иркутской области, Иркутского областного совета женщин.

Вся информация об акции размещена в официальном аккаунте Благотворительного фонда "Семья Прибайкалья" в Instagram @baikal_family

Информационно-консультационная помощь по обращениям граждан

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2019 Иркутский областной совет женщин.