Е.Л. Федотова. Актуализация проблем, связанных с кризисом института семьи в современных условиях. Поиск возможных путей их решения

10 апреля 2016

Деструктивные процессы, определяемые воздействием ряда социально-экономических факторов и рыночных отношений на общественную нравственность, гражданское самосознание, социальную сферу жизни, не могут не оказывать своего влияния на такой значимый общественный институт как семья.

 

Отчетливо проявляющая себя сегодня духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения, размытость ценностных ориентиров молодежи, численное сокращение населения, выразившееся в проблеме депопуляции, самым непосредственным образом отражаются на крепости создаваемых семей и на количестве рождённых в них детей.

Кризис социального института брака и семьи в современном обществе является общепризнанным явлением. Становится все более очевидным, что статусы и роли матери и отца существенно трансформировались под влиянием текущих социально-экономических и социокультурных условий.

1) Сегодня наблюдается плюрализация семейных моделей, отход от традиционной патриархальной модели семьи. Все большее распространение получает так называемый “гражданский брак” – союз мужчины и женщины, не желающих официально оформлять супружеские отношения и не стремящихся выполнять социальные роли мужа и жены в полном объёме. Распространение таких браков не может не привести к быстрой утрате истинно семейных, супружеских ценностейв обществе, без которых оно ни здоровым, ни жизнеспособным, ни многодетным быть никак не может. Как следствие этой проблемы может рассматриваться высокий уровень внебрачной рождаемости.

2) Значимой проблемой является и увеличение числа разводов от общего числа официально заключенных браков.

3) Экономическая и социальная уязвимость, неуверенность в завтрашнем дне и эмоциональная нестабильность современных взрослых приводит росту насилия в семье. В стране неуклонно снижается число повторных браков.

4) Отмеченные проблемы не могут не сказаться на качестве детской социализации. Ученые и педагоги единодушно констатируют заметное снижение уровня последней.

Вместе с тем, очевидно, что в России необходимо и возможно применение целого ряда экономических, политических и социальных механизмов, защищающих семью.

МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ:

I.СЕМЬЯ:

1) Одним из них является поддержка родительских общественных объединений различных форм и уровней, позволяющихлоббировать интересы семьи.

Так, по инициативе Общественной палаты РФ в 2013 году была создана Национальная родительская ассоциация (НРА), в задачи которой входит защита семейных ценностей и консолидация усилий общественных организаций в этом направлении.

«Целью создания ассоциации является включение семей и широкой общественности в процесс управления государственной семейной политикой, качественное улучшение представительства «просемейных» сил в российском обществе и во власти, как на федеральном, так и на региональных уровнях», – сообщает исполнительный директор НРА Алексей Комов.

«Ассоциация строится на принципах консолидации усилий и объединит людей, готовых смотреть на мир глазами родителя, апеллировать к семейным ценностям, будет действовать в интересах семей с детьми», – отмечают ее организаторы.

2) В этой связи заслуживает внимания практика обобщения и распространения опыта благополучных семей.

3) Необходимо активизировать дальнейшее расширение качества и доступности социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

4) Важным является и усиление акцента на работе с молодыми семьями, включая их общественный патронаж.

5) Следует вернуться и к подзабытой в последние годы практике подготовки будущих отцов и матерей к семейной жизни и к осознанному, ответственному родительству.

II. ОТЕЦ:

Вместе с тем, сопоставляя между собой тенденции развития семейной проблематики следует отметить, что изменение унифицированных норм и практик родительства, приводит к существенным изменениям статуса и роли отца как в социальном, так и в мировоззренческом смысле. Специалистами отмечается конфликт между его трудовыми и семейными обязанностями, превращение отцовства из обязательного в факультативное явление.

На этой основе констатируется кризис отцовства в современном обществе. Среди проблем, определяемых трансформацией феномена и социального института отцовства, социального статуса отца, необходимо отметить такие, как:

  • скрытая безотцовщина (номинальное присутствие в семье отца без реализации им своих родительских функций, самоустранение отцов от воспитания детей);
  • конфликт между трудовыми и семейными обязанностями отца;
  • снижение ответственности и роли отца из-за неспособности выполнять традиционную роль кормильца;
  • проблемы, связанные с появлением новых отцовских практик (биологическое, номинальное, социальное, функциональное (замещающее) отцовство, что соответствует и общемировым тенденциям. Так, в докладе, подготовленном ООН «О роли мужчин в семье и семейной политики в изменяющемся мире» (февраль 2011 г.), указывалось на необходимость пересмотра понятия «отцовство», поскольку социальное отцовство в последнее время стало приобретать большее значение, нежели биологическое;
  • отсутствие правовой и моральной защиты одиноких и многодетных отцов. Меж тем, статистика свидетельствует, что если в 2001 году российские семьи, где только отец содержит и воспитывает детей, составляли 1% от общего числа семей, то в 2012 году доля таких семей возросла до 10 %.

Решение названных и ряда других проблем напрямую связано с социально-нравственной реабилитацией института отцовства, необходимостью построения социально одобряемых моделей и практик родительского поведения мужчин.

Способствовать этому могут:

1) социально-педагогическое партнерство всех субъектов социализации по вопросам отцовства;

2) поддержка процесса формирования нового типа отцовства – «социально-ответственного», представители которого не только занимаются обеспечением семьи, но и активно участвуют в воспитании, повседневной жизни ребенка;

3) разработка регионального закона «О поддержке отцовства», предусматривающего, в частности, меры поддержки многодетных отцов;

4) закрепление на законодательном уровне возможности назначения компетентными органами совместной опеки родителей над детьми после развода или фактического распада семьи с целью сохранения отношений ребенка с обоими родителями;

5) обобщение и распространение опыта Советов отцов, других общественных организаций, связанного с укреплением семьи, поддержкой и дальнейшим развитием института отцовства, усилением вовлеченности отцов в семейные дела и заботы.

Главная задача работы в данном направлении состоит в том, чтобы переосмыслить содержательный характер связанных с современными социальными отношениями аспектов внутрисемейного развития, восполнить недостатки теоретического и практического знания об отцовстве, о моделях и практиках родительского поведения мужчин, поднять престиж отцовства, повысить у мужчин стремление к семейным и родительским ценностям, максимально вовлечь отцов в воспитание детей. В этой связи необходима активная работа всех заинтересованных сторон, согласование их позиций, обобщение и распространение имеющегося положительного опыта, поддержка общественно значимых инициатив, развитие новых общественных практик.

Полагаю, что сегодняшнее обсуждение внесет свой вклад в это нужное для всех дело.

I.СЕМЬЯ:

Проблемы и тенденции

Пути решения

1. Кризис социального института брака и семьи.

1. Применение экономических, политических и социальных механизмов, защищающих семью.

2. Плюрализация семейных моделей.

2. Поддержка родительских общественных объединений различных форм и уровней.

3. Распространенность гражданских браков.

3. Консолидация усилий различных общественных организаций с целью их включения наравне с семей в процесс управления государственной семейной политикой.

4. Стабильный рост числа разводов.

4. Обобщение и распространение опыта благополучных семей.

5. Снижение числа повторных браков.

5. Дальнейшее расширение качества и доступности социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

6. Рост насилия в семье.

6. Усиление акцента на работе с молодыми семьями, включая общественный патронаж.

7. Высокий уровень внебрачной рождаемости.

7. Подготовка будущих отцов и матерей к семейной жизни и к осознанному, ответственному родительству.

8. Ухудшение качества детской социализации.

8. Восстановление и развитие воспитательных систем, дальнейшее развитие системы дополнительного образования детей, сети детских общественных организаций.

II. ОТЕЦ:

Проблемы и тенденции

Пути решения

1. Трансформация феномена и социального института отцовства, социального статуса отца.

1. Социально-нравственная реабилитация института отцовства.

2. Скрытая безотцовщина (номинальное присутствие в семье отца без реализации им своих родительских функций).

2. Социально-педагогическое партнерство всех субъектов социализации по вопросам отцовства.

3. Конфликт между трудовыми и семейными обязанностями отца.

3. Поддержка процесса формирования нового типа отцовства – «ответственного», заменяющего традиционный тип отцовства, представители которого не только занимаются обеспечением семьи, но и сами ухаживают за детьми и интересуются их проблемами.

4. Снижение ответственности и роли отца из-за неспособности выполнять традиционную роль кормильца.

4. Разработка регионального закона «О поддержке отцовства»

5. Появление новых отцовских практик (биологическое, номинальное, социальное, функциональное (замещающее) отцовство и сопутствующих им проблем.

5. Закрепление на законодательном уровне возможности назначения компетентными органами совместной опеки родителей над детьми после развода или фактического распада семьи.

6. Отсутствие правовой и моральной защиты многодетных отцов.

6. Разработка мер государственной и социальной защиты многодетных отцов.

 

Анонсы

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»

В целях реализации государственной политики в отношении женщин постановляю:

1. Согласиться с предложением общественной организации «Союз женщин России» об участии государства в ее деятельности, изменении статуса организации на общественно-государственную организацию и переименовании в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Союз женщин России» (далее — Союз женщин России).

2. Согласиться с тем, что основными направлениями деятельности Союза женщин России являются:

а) защита прав и интересов женщин;

б) повышение общественного статуса женщин и их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, расширение возможностей для самореализации женщин, проживающих в сельской местности;

в) участие в реализации Национальной стратегии в интересах женщин на 2017 — 2022 годы;

г) содействие в осуществлении государственной семейной политики, укрепление института семьи;

д) содействие в осуществлении демографической политики Российской Федерации, защита материнства и детства;

е) поддержка социальных инициатив в целях реализации национальных проектов в области демографии, здравоохранения, образования, культуры и экологии.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить:

а) представительство Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации в органах управления Союза женщин России;

б) передачу в установленном порядке в собственность Союза женщин России находящегося в федеральной собственности здания, расположенного по адресу: г. Москва, Глинищевский пер., д. 6, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

в) утверждение порядка предоставления Союзу женщин России субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление его деятельности.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

В.Путин

Москва, Кремль

11 декабря 2018 года

№706

Газета «Иркутянка»

Мы в социальных сетях:

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационно-консультационная помощь по обращениям граждан

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2020 Иркутский областной совет женщин.