«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» как форма открытого социального образования семьи

10 апреля 2016

ВЫСТУПЛЕНИЕ О.Ю. ЗАЙЦЕВОЙ

НА УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ КЛУБОВ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

«МЫ ОБЪЕДИНЯЕМСЯ»

 

14.05.2014г. г. Иркутск,

выставочный комплекс

«Сибэкспоцентр»,

пав.1, конф.зал №2

В современном мире, как никогда, актуально становление и развитие системы социально-педагогической помощи молодым семьям и социального образования родителей. Исследователи все чаще говорят о социальных угрозах молодежи в целом и молодой семье в частности (В.А. Луков, 2002; СИ. Левикова, 2004; Ю.А. Зубок, В.И.Чупров, 2008; Е.А. Бокша, 2008; И.В. Староверова, 2009, и др.).

Данные комплексных исследований свидетельствуют об изменении качественных характеристик молодого поколения, углублении разрыва поколений, о вступлении страны в стадию демографического кризиса.

В технико-экономическом обосновании проекта «Молодая семья», стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, констатируется, что «по сложности проблем социальной адаптации, которые испытывает молодая семья, она может быть причислена к числу семей "группы риска".

Swot-АНАЛИЗ

На государственном уровне предложено популяризировать идеи материнства и отцовства как высших духовно-нравственных ценностей социума; формировать у молодежи стремление к браку, семье и ответственному отношению к воспитанию детей; создавать информационную базу данных о потребностях молодой семьи в юридических, психолого-педагогических, экономических и других консультационных услугах. Вместе с тем актуальным направлением административной деятельности является расширение сети консультативных центров по оказанию услуг в решении проблем молодой семьи; содействие расширению инфраструктуры района, округа, региона в решении бытовых проблем; развитие и поддержка эффективных моделей помощи на всех уровнях государственного управления, а также «создание межведомственной экспертно-консультативной группы (комиссии) с целью распространения и проведения государственной политики по отношению к молодой семье во всех социальных сферах».

В целом Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (18.05.2007 № АФ-163/06) определяет систему приоритетных направлений в сфере регулирования отношений государства и семьи для удовлетворения потребностей семьи в информационно-просветительской, социально-психологической поддержке, ставит актуальные задачи формирования социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей и организации семейного отдыха.

Важнейшей составляющей такой инфраструктуры, на наш взгляд, может выступить РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, который пока до конца не сформирован, но его уже можно обозначить как форму открытого «социального образования семьи».

Цель Родительского университета:

  • повышение аксикреативного потенциала компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Анализируя возможности системы дошкольного воспитания, мы определили важнейшие потенциалы данного социального института в решении проблем молодой семьи посредством специально организованного социального образования родителей. Суть этих потенциалов может быть выражена в социальной педагогике понятием «аксикреация», что означает «процесс порождения, "выращивания" у человека или группы людей новых ценностей или "регенерации" и принятия переосмысленных в своем личностно-индивидуальном значении социальных и других ценностей» (Софронов М.В. Китайский язык и китайское общество. М.: Наука, 1979).

Первый потенциал социального образования молодой семьи заложен в профессиональной помощи специалистов образовательного учреждения в развитии семейной коммуникации и детско-родительских отношений. На основе анализа социологических теорий и теорий коммуникации (М. Вебер, В.И. Кабрин) была разработана модель семейной коммуникации. К базовым в данной модели можно отнести следующие уровни: аффективный (семейная перцепция, психолингвистика, проксемика и т.п.), нормативный (коммуникативные нормы и правила, способы и структуры поведения, обусловленные традициями семьи и социума), интерактивный (межличностная, тендерная, социально-ролевая коммуникация) и ценностный (духовно-нравственный).

Все уровни связаны системой социальных отношений и, согласно исследованиям и наблюдениям, могут развиваться и трансформироваться под влиянием социального образования. Осуществляется (может осуществляться) переход от аффективной коммуникации через освоение формального и интерактивного уровней на уровень духовной семейной коммуникации, который является признанной общечеловеческой ценностью.

Второй потенциал может быть реализован посредством «включения» механизмов преемственности. На микроуровне это сохранение и приумножение традиций в каждой конкретной семье, сохранение семейных ценностей; на мезоуровне ~ преемственность в системе воспитания (например, народная педагогика в современном образовании); на макроуровне – преемственность в традициях гражданско-патриотического воспитания в обществе; на ме-тауровне – сохранение и соблюдение социокультурных ценностей общественного бытия – преемственность человеческих поколений (цивилизация). Дошкольное образовательное учреждение может оказать реальную поддержку семье в раскрытии потенциала преемственности на каждом из этих уровней.

Третий потенциал связан с развитием родительских компетенций. Под социальной компетентностью обычно понимают систему знаний о социальной действительности и о себе; систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия; систему сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения. Особый навык – умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением; извлекать максимум возможного из любых обстоятельств; добиваться осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на реализацию их собственных стремлений.

Развитие компетенций осуществляется не только в результате обучения основам социальных знаний (в области психологии, педагогики, права, экономики, оздоровительной медицины и др.), но и посредством целенаправленной деятельности, помощи семье в самовоспитании, воспитании и образовании детей, включая развитие социальной активности, организацию позитивного социального опыта. Специально организованное включение семьи в социальную деятельность (например, реализация различных социальных проектов и программ, проведение конкурсов и спортивно-оздоровительных состязаний) способствует вовлечению семьи в жизнь общества и государства.

Четвертый потенциалтворчество и сотворчество – это развитие творческого потенциала каждого субъекта социального образования: и ребенка, и родителя, и специалиста. Творчество трактуется узко -как познавательная деятельность, ведущая к новому или необычному видению проблемы или ситуации, и расширенно – когда в центре находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. В контексте «парадигмального сдвига» ценность творчества заслуживает особого внимания и будет рассмотрена отдельно.

Теоретическое осмысление происходящих социальных процессов и многолетняя социально-педагогическая практика взаимодействия со специалистами дошкольных учреждений, молодыми семьями, отдельными детско-родительскими группами выявили ряд противоречий.

1. С одной стороны, современные молодые родители, воспитывая детей в условиях социальной нестабильности, все больше нуждаются в помощи специалистов, зависят от их профессиональной компетенции. С другой стороны, приметой времени является переход от «иждивенческих» позиций семьи, когда воспитание и развитие детей были делом «государственным», к осознанному отношению, «ответственному материнству и отцовству», когда молодые люди становятся активными субъектами «партнерского» взаимодействия с обществом, государством в вопросах воспитания и развития подрастающих поколений (ГА. Мишина, 2001; О.В. Огороднова, О.В. Солодянкина, 2002; ММ. Рамазанова, 2004; Т.В. Кро-това, 2005; А.В. Копытова, 2009, и др.).

2. Нестабильность современного мира приводит семью к глубокому кризису: семейные традиции утрачиваются и трансформируются (Т.С. Зубкова, СВ. Скутнева, В.А. Сысенко, Н.В. Тимошина, B.C. Toрохтий, Е.М. Черняк). Однако именно семья, семейные ценности, родные, близкие люди в этих неблагоприятных условиях могут стать для человека источником стабильности, надежности, крепостью, в которой он может укрыться от опасности (П.А. Сорокин).

3. В условиях современного «парадигмального сдвига» происходит переход от технотронно ориентированной цивилизации к цивилизации, ориентированной преимущественно на человека – не только как на социального субъекта, но и как на носителя смыслообразующего фактора бытия (ГЛ. Тульчинский, М.Н. Эпштейн). У самых истоков этого «перехода», в пространстве детства, данный «сдвиг» практически никак не ощутим.Анализ документов, диссертационных материалов (2003-2010гг.) свидетельствует о доминировании в этой сфере структурно-функциональной парадигмы с использованием ее основных категорий: работа, взаимодействие, формы. Сегодня ДОУ преимущественно либо «поддерживает», «просвещает» семью, «организует работу», «работает» с родителями» (Е.С. Евдокимова, Дешеулина, А.В. Козлова, Л.И. Маленкова, Е.С. Матвеева, А.А. Синько), либо «взаимодействует, сотрудничает» с родителями (Н. А. Андреева. Л. В. Байбородова, К.Ю. Белая, О.Л. Зверева, Т.Н. Зенина, О.Л. Дани-люк, Т.Н. Доронова, А.В. Дронь, Т.В. Кротова, Л.Р Лизунова, А.А. Майер, Н.В. Микляева).

4. Широкий доступ к научному знанию, информированность позволяет молодым людям интенсивно развиваться и совершенствоваться. Вместе с тем реальная жизнь и данные комплексных научных исследований демонстрируют глубокие девиационные процессы и вопиющее невежество молодых людей.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ СОВРЕМЕННЫХ СУБЪЕКТОВ СРЕДЫ ДОУ

В ЭТОЙ СВЯЗИ ЗАДАЧАМИ Родительского Университета являются:

1.                  Формировать у слушателей Университета осознание необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.
2.                  Содействовать возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских отношений.
3.                  Повысить родительскую грамотность в вопросах воспитания детей.
4.                  Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

Говоря о миссии Родительского Университета, В.Н. Ярская заявляет о нем как о «знаковом» для эпохи трансформации явлений и указывает, что именно в нем «заложены параметры инновационной демократической модели в терминах принципов постнеклассического образовательного пространства» [8]. Уверены, что социальное образование семьи в условиях глубокого демографического кризиса в России может стать еще более «знаковым».

На примере Иркутска можно проследить, каким образом происходит становление системы образования родителей. Выделим реально работающие организации.

В каждом из представленных опорных пунктов Университета роль дошкольного учреждения может быть особенно значимой. Поскольку система дошкольного воспитания сформировалась давно, имеет устойчивую структуру, то специалисты (медицинские работники, психологи, социальные педагоги и др.) способны решать указанные проблемы семьи «нематериального характера».

Система дошкольного воспитания обладает немалым потенциалом для осуществления такого образования. Результаты реализованных программ и проектов «Вместе», «Мини-университет для родителей», «Мы – одна семья!», «Поликультурное образование родителей» и др. показывают, что модели социального образования могут быть весьма продуктивными.

Несмотря на то, что работа ведется интенсивно (семинары, консультации, лекции, тренинги, ролевые игры и культурно-просветительские мероприятия), эта деятельность осуществляется зачастую спонтанно и не охватывает всех молодых людей – потенциальных и настоящих родителей, нуждающихся в помощи специалистов и в базовом социальном образовании.

На сегодняшний день вопросами помощи семье в той или иной степени занимаются как общественные организации и учреждения социальной поддержки и обслуживания семьи, так и образовательные учреждения.

Думается, что назрела необходимость в разработке программ минимально необходимого социального образования молодых родителей (возможно, и государственных стандартов), которые можно осуществлять как на базе ДОУ, начальной школы, учреждений дополнительного образования и культуры, так и в общественных организациях.

Великий русский философ И.А. Ильин писал: «...мы верим в Россию... в русский народ не только потому, что он доказал свою способность к государственной организации... свою великую духовность и национальную живучесть... не только потому, что выработал на протяжении веков особое правосознание... но и потому, что на испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил».

Поддержка участников СВО

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.