Неделя безопасности в филиале РОУ

04 февраля 2019

С 21 января по 25 января 2019 года в детском саду № 108 г. Ангарска специалистами детского сада была проведена акция «Проснись, родительское сердце». Мероприятие прошло в формате недели безопасности.

Подробнее...

О проекте "Родительский открытый университет"

10 апреля 2016

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ЖЕНЩИН

 

ПРОЕКТ

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» («РОУ»)

 

как составная часть базового системного проекта

«РЕБЕНОК, ОБЩЕСТВО, СЕМЬЯ – СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА»

(«РОССТ»)

 

Этапы реализации проекта «РОССТ»:

1 этап: 2013 – 2014 гг.

2 этап: 2014 – 2015 гг.

3 этап: 2015 – 2016 гг.

 

1. Введение

 

СЕМЬЯ – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность, ответственность и другие основания фундамента полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте семья обозначена как базовая национальная ценность. Проблемы семьи и детства касаются всего общества, они многогранны, имеют под собой как материальную (экономическую), так и нематериальную основу.

 В Иркутской области вопросам поддержки семьи и детства уделяется серьезное внимание, как со стороны государственных структур, так и общественных. В целом прослеживается положительная динамика в решении проблемы социального сиротства, но темпы изменений при этом незначительные. Ежегодно появляются вновь осиротевшие дети при живых родителях. Это происходит из-за того, что социальное сиротство как явление имеет глубокие корни.

 Население Иркутской области составляет около 2,5 млн.  человек, в том числе детское население – 540669 человек; из них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, – 20128 человек, то есть 3,7% от общей численности детского населения (по материалам отчетного доклада министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за 2014 год). В сравнении с 2013 годом ситуация несколько улучшилась (в 2013 г. таких детей было 20877 чел.), но остается сложной.

  Несвоевременное выявление кризисных ситуаций в семье, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственная разобщенность, недостаточная распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению -  те вопросы, которые требуют оперативного решения.

Рост числа семей с одним ребенком и бездетных семей в Иркутской области; снижение числа людей, вступающих в брак; растущее число матерей-одиночек и даже отцов-одиночек – эти и другие факторы заставляют серьезно задуматься об эффективности государственной семейной политики, в первую очередь, на муниципальном уровне, то есть там, где непосредственно живут дети и их родители.

Очевидна необходимость консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений всех форм собственности, общественных организаций и объединений, родительской и педагогической общественности, бизнес-сообщества. Глубокие социальные проблемы могут быть решены только с широким участием самих граждан. При этом необходима координация действий государственных и общественных структур на всех уровнях управления.

С учетом актуальности обозначенных проблем, в целях реализации государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 года утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (далее – Национальная стратегия), которую предстоит реализовать в два этапа: первый этап – 2012 – 2014 годы; второй этап – 2014 – 2017 годы. Также утвержден план первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии в Российской Федерации. Соответствующие документы – Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Иркутской области (далее – Региональная стратегия) и план по ее реализации приняты и в Иркутской области.

В целях реализации этих важных стратегических документов Иркутским областным советом женщин (далее – ОСЖ) с 2013 года реализуется базовый системный проект «РЕБЕНОК, ОБЩЕСТВО, СЕМЬЯ – СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА» («РОССТ»), основная идея которого – объединение усилий и ресурсов государства и общества в реализации Региональной стратегии. Проект поддержан органами государственной власти, местного самоуправления и широкой общественностью. В областном конкурсе социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области» он занимает первое место в 2013, 2014, 2015 годах.

Главной целевой установкой проекта является улучшение положения детей в Иркутской области на основе построения эффективных моделей взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в реализации политики, направленной на поддержку семьи и детства. Партнерствовласти и гражданского общества в реализации планов Стратегии действий в интересах детей, в том числе проекта «РОССТ», координация деятельности на региональном и муниципальном уровнях через развитие государственно-общественных форм управления (Координационные советы по работе с семьей и детьми в муниципальных образованиях) – это те сущностные и ключевые положения, которые проходят лейтмотивом через весь проект.  В реализацию проекта включено 40 городских и районных советов женщин, более 30 советов отцов, 17 клубов молодой семьи, более 20 организаций многодетных семей, многие организации и учреждения социальной сферы, а также депутаты местных дум, педагогическая и родительская общественность.

Выполнение поставленных задач на первом и втором этапах проекта «РОССТ» позволило ОСЖ выйти на новый, более конструктивный и эффективный уровень взаимодействия с органами власти, представителями высшей школы, педагогической и родительской общественности, общественными организациями и объединениями в реализации государственной семейной политики, защиты и поддержки детства.

Осознавая всю важность и глубину обозначенных в системном базовом проекте «РОССТ» целей и задач, направленных на реализацию стратегических государственных документов по вопросам семьи и детства, ОСЖ приступает к третьему этапу его реализации -  создание системы непрерывного педагогического образования родителей в рамках тематического проекта «РОДИТЕЛЬСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(далее – «РОУ»).Необходимо направить общие усилия на формирование в общественном сознании модели ответственного материнства и отцовства, утверждение семейных и духовно-нравственных ценностей, пропаганду здорового образа жизни, повышение качества семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей.  Планируется значительно расширить географию проекта, включив в него практически все муниципальные образования (далее МО) Иркутской области, углубить содержание, уделив особое внимание повышению качества семейного воспитания ,оказанию консультативной помощи родителям, формированию родительских компетенций в современном мире.

 

2. Актуализация проблем

 

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к стихийности формирования личности ребенка и большим рискам.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной духовной и нравственной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней; если соответствует установкам и требованиям общества, его базовым ценностям и традициям.

Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

Осмысление происходящих социальных процессов в обществе, анализ сложившейся практики семейного воспитания выявили в настоящее время ряд противоречий:

1. Нестабильность современного мира приводит семью к глубокому кризису: семейные традиции утрачиваются и трансформируются. Однако именно семья, семейные ценности, родные, близкие люди в этих неблагоприятных условиях могут стать для человека источником стабильности, надежности, крепостью, в которой он может укрыться от опасности.

2. С одной стороны, современные родители (особенно молодые), воспитывая детей в условиях социальной нестабильности, все больше нуждаются в помощи специалистов, зависят от их профессиональной компетенции. С другой стороны, приметой времени является переход от «иждивенческих» позиций семьи, когда воспитание и развитие детей были делом «государственным», к осознанному отношению, «ответственному материнству и отцовству», когда молодые люди становятся активными субъектами «партнерского» взаимодействия с обществом, государством в вопросах воспитания и развития детей.

3. Широкий доступ к научному знанию, информированность позволяет молодым родителям интенсивно развиваться и совершенствоваться. Вместе с тем реальная жизнь и данные комплексных научных исследований демонстрируют глубокие девиационные процессы и часто вопиющее невежество молодых людей в области образования и воспитания детей.

Для разрешения обозначенных и других существующих противоречий сегодня особенно актуально становление и развитие системы непрерывной социально-психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей начиная от детского сада и далее на всех ступенях обучения в школе. Используемые в настоящее время формы просвещения родителей в детских садах и школах не всегда отвечают современным требованиям, часто носят формальный характер и нуждаются в модернизации.

 

 

3. Цели и задачи

 

Цели: повышение уровня педагогической культуры родителей, качества семейного воспитания

Задачи:

1. Формирование у родителей осознанной необходимости своего внутреннего изменения в вопросах семейного воспитания, ответственности за судьбу детей, их будущее.

2. Повышение родительских компетенций в вопросах воспитания и социализации детей; вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

3. Содействие возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских и родительско-детских отношений.

4. Подготовка выпускников детских домов и профтехучилищ к семейной жизни, воспитанию детей.

4.Новизна

 

«РОУ»представляет собой нестандартную форму психолого-педагогического просвещения родителей на основе личностно- и практико-ориентированного подходов и гуманной педагогики. Он нацелен не только на вооружение родителей необходимыми знаниями и основами педагогической культуры, но и на включение их непосредственно в единый непрерывный образовательный процесс детей (обучение, воспитание, развитие).

Формирование родительских компетенций планируется осуществлять не только в рамках сложившихся традиционных форм обучения родителей основам социальных и педагогических знаний (лекции, собрания), но и через консультирование родителей специалистами – представителями педагогической науки и практики, проведение тематических видеоконференций и круглых столов, других активных форм.

В детских садах и школах, центрах социальной помощи, на базе которых будет организован «РОУ», планируется активное вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность (социальные и творческие проекты, конкурсы, спортивно-оздоровительные соревнования, праздники и другие формы активного досуга).

Проект, таким образом, способствует повышению уровня педагогической культуры родителей, вовлечению семьи в жизнь детского сада (школы), местного сообщества, социальной адаптации выпускников детских домов и профтехучилищ, подготовке их к семейной жизни и воспитанию детей.

 

Руководитель проекта –

Терентьева Г.Н., председатель Иркутского областного совета женщин, кандидат педагогических наук,  заслуженный учитель РФ

 

Научный руководитель проекта –

Федотова Е.Л.,  зав кафедрой педагогики  Педагогического института Иркутского государственного университета, д.п.н., профессор

 

Куратор проекта 

Бихневич В.М., член Президиума Иркутского областного совета женщин, заслуженный учитель РФ

Поддержка участников СВО

ВОПРОСЫ,

поступившие на «горячую линию» министерства труда и занятости Иркутской области в 2023 году

Могу ли я на работе взять дополнительный отпуск по уходу за детьми, у меня двое детей (5 лет и 10 лет)?

В соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ работнику, имеющему 2 или более детей в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью
до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.

Работодатель изменил мою должностную инструкцию, где расширил мои должностные обязанности.  Может ли он принять такое решение без моего согласия?

При внесении изменений в должностную инструкцию работодатель:

- не вправе в одностороннем порядке устанавливать в должностной инструкции новые обязанности, которые влекут изменение трудовой функции работника (ст. 74 ТК РФ);

- включить новые трудовые обязанности можно только с письменного согласия работника;

- об изменении должностной инструкции должен уведомлять работника за два месяца, если она изменяет условия трудового договора.

С новой должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под подпись. При отказе работника от подписи составляется соответствующий акт.

Можно ли сократить мою ставку, если я являюсь многодетной матерью?

Можно, поскольку увольнение многодетной матери по сокращению прямо не запрещено. Однако необходимо убедиться, что нет других запретов на увольнение и что у Вас нет преимущественного права остаться
на работе.

Если у Вас есть дети до трех лет или же Вы являетесь матерью-одиночкой и у Вас есть дети до 14 лет (или ребенок-инвалид до 18 лет). В этих случаях увольнять Вас по сокращению нельзя (ч. 4 ст. 261 ТК РФ).

Также у Вас может быть преимущественное право остаться работать при сокращении должности, которую Вы занимаете, если такая должность не единственная в отделе (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).

Могу ли я уйти в отпуск по беременности и родам (больничный лист) и работать неполный день с сохранением больничного?

В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха является отпуск.

Статьей 255 ТК РФ определено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Таким образом, нахождение в отпуске по беременности и родам не предполагает возможности трудиться, в том числе и на условиях неполного рабочего времени.

Женщина, которой на основании листа нетрудоспособности предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено государственное пособие, не вправе претендовать на заработную плату, в том числе на условиях неполного рабочего времени.

Могут ли сократить мою ставку, если я в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет?

В силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5-8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), не допускается. Следовательно, организация не вправе сократить Вашу ставку.

 

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.