Неделя безопасности в филиале РОУ
С 21 января по 25 января 2019 года в детском саду № 108 г. Ангарска специалистами детского сада была проведена акция «Проснись, родительское сердце». Мероприятие прошло в формате недели безопасности.
О проекте "Родительский открытый университет"
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ЖЕНЩИН
ПРОЕКТ
«РОДИТЕЛЬСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» («РОУ»)
как составная часть базового системного проекта
«РЕБЕНОК, ОБЩЕСТВО, СЕМЬЯ – СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА»
(«РОССТ»)
Этапы реализации проекта «РОССТ»:
1 этап: 2013 – 2014 гг.
2 этап: 2014 – 2015 гг.
3 этап: 2015 – 2016 гг.
1. Введение
СЕМЬЯ – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность, ответственность и другие основания фундамента полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте семья обозначена как базовая национальная ценность. Проблемы семьи и детства касаются всего общества, они многогранны, имеют под собой как материальную (экономическую), так и нематериальную основу.
В Иркутской области вопросам поддержки семьи и детства уделяется серьезное внимание, как со стороны государственных структур, так и общественных. В целом прослеживается положительная динамика в решении проблемы социального сиротства, но темпы изменений при этом незначительные. Ежегодно появляются вновь осиротевшие дети при живых родителях. Это происходит из-за того, что социальное сиротство как явление имеет глубокие корни.
Население Иркутской области составляет около 2,5 млн. человек, в том числе детское население – 540669 человек; из них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, – 20128 человек, то есть 3,7% от общей численности детского населения (по материалам отчетного доклада министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за 2014 год). В сравнении с 2013 годом ситуация несколько улучшилась (в 2013 г. таких детей было 20877 чел.), но остается сложной.
Несвоевременное выявление кризисных ситуаций в семье, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственная разобщенность, недостаточная распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению - те вопросы, которые требуют оперативного решения.
Рост числа семей с одним ребенком и бездетных семей в Иркутской области; снижение числа людей, вступающих в брак; растущее число матерей-одиночек и даже отцов-одиночек – эти и другие факторы заставляют серьезно задуматься об эффективности государственной семейной политики, в первую очередь, на муниципальном уровне, то есть там, где непосредственно живут дети и их родители.
Очевидна необходимость консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений всех форм собственности, общественных организаций и объединений, родительской и педагогической общественности, бизнес-сообщества. Глубокие социальные проблемы могут быть решены только с широким участием самих граждан. При этом необходима координация действий государственных и общественных структур на всех уровнях управления.
С учетом актуальности обозначенных проблем, в целях реализации государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 года утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (далее – Национальная стратегия), которую предстоит реализовать в два этапа: первый этап – 2012 – 2014 годы; второй этап – 2014 – 2017 годы. Также утвержден план первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии в Российской Федерации. Соответствующие документы – Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Иркутской области (далее – Региональная стратегия) и план по ее реализации приняты и в Иркутской области.
В целях реализации этих важных стратегических документов Иркутским областным советом женщин (далее – ОСЖ) с 2013 года реализуется базовый системный проект «РЕБЕНОК, ОБЩЕСТВО, СЕМЬЯ – СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА» («РОССТ»), основная идея которого – объединение усилий и ресурсов государства и общества в реализации Региональной стратегии. Проект поддержан органами государственной власти, местного самоуправления и широкой общественностью. В областном конкурсе социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области» он занимает первое место в 2013, 2014, 2015 годах.
Главной целевой установкой проекта является улучшение положения детей в Иркутской области на основе построения эффективных моделей взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в реализации политики, направленной на поддержку семьи и детства. Партнерствовласти и гражданского общества в реализации планов Стратегии действий в интересах детей, в том числе проекта «РОССТ», координация деятельности на региональном и муниципальном уровнях через развитие государственно-общественных форм управления (Координационные советы по работе с семьей и детьми в муниципальных образованиях) – это те сущностные и ключевые положения, которые проходят лейтмотивом через весь проект. В реализацию проекта включено 40 городских и районных советов женщин, более 30 советов отцов, 17 клубов молодой семьи, более 20 организаций многодетных семей, многие организации и учреждения социальной сферы, а также депутаты местных дум, педагогическая и родительская общественность.
Выполнение поставленных задач на первом и втором этапах проекта «РОССТ» позволило ОСЖ выйти на новый, более конструктивный и эффективный уровень взаимодействия с органами власти, представителями высшей школы, педагогической и родительской общественности, общественными организациями и объединениями в реализации государственной семейной политики, защиты и поддержки детства.
Осознавая всю важность и глубину обозначенных в системном базовом проекте «РОССТ» целей и задач, направленных на реализацию стратегических государственных документов по вопросам семьи и детства, ОСЖ приступает к третьему этапу его реализации - создание системы непрерывного педагогического образования родителей в рамках тематического проекта «РОДИТЕЛЬСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(далее – «РОУ»).Необходимо направить общие усилия на формирование в общественном сознании модели ответственного материнства и отцовства, утверждение семейных и духовно-нравственных ценностей, пропаганду здорового образа жизни, повышение качества семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей. Планируется значительно расширить географию проекта, включив в него практически все муниципальные образования (далее МО) Иркутской области, углубить содержание, уделив особое внимание повышению качества семейного воспитания ,оказанию консультативной помощи родителям, формированию родительских компетенций в современном мире.
2. Актуализация проблем
Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к стихийности формирования личности ребенка и большим рискам.
Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной духовной и нравственной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней; если соответствует установкам и требованиям общества, его базовым ценностям и традициям.
Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.
Осмысление происходящих социальных процессов в обществе, анализ сложившейся практики семейного воспитания выявили в настоящее время ряд противоречий:
1. Нестабильность современного мира приводит семью к глубокому кризису: семейные традиции утрачиваются и трансформируются. Однако именно семья, семейные ценности, родные, близкие люди в этих неблагоприятных условиях могут стать для человека источником стабильности, надежности, крепостью, в которой он может укрыться от опасности.
2. С одной стороны, современные родители (особенно молодые), воспитывая детей в условиях социальной нестабильности, все больше нуждаются в помощи специалистов, зависят от их профессиональной компетенции. С другой стороны, приметой времени является переход от «иждивенческих» позиций семьи, когда воспитание и развитие детей были делом «государственным», к осознанному отношению, «ответственному материнству и отцовству», когда молодые люди становятся активными субъектами «партнерского» взаимодействия с обществом, государством в вопросах воспитания и развития детей.
3. Широкий доступ к научному знанию, информированность позволяет молодым родителям интенсивно развиваться и совершенствоваться. Вместе с тем реальная жизнь и данные комплексных научных исследований демонстрируют глубокие девиационные процессы и часто вопиющее невежество молодых людей в области образования и воспитания детей.
Для разрешения обозначенных и других существующих противоречий сегодня особенно актуально становление и развитие системы непрерывной социально-психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей начиная от детского сада и далее на всех ступенях обучения в школе. Используемые в настоящее время формы просвещения родителей в детских садах и школах не всегда отвечают современным требованиям, часто носят формальный характер и нуждаются в модернизации.
3. Цели и задачи
Цели: повышение уровня педагогической культуры родителей, качества семейного воспитания
Задачи:
1. Формирование у родителей осознанной необходимости своего внутреннего изменения в вопросах семейного воспитания, ответственности за судьбу детей, их будущее.
2. Повышение родительских компетенций в вопросах воспитания и социализации детей; вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.
3. Содействие возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских и родительско-детских отношений.
4. Подготовка выпускников детских домов и профтехучилищ к семейной жизни, воспитанию детей.
4.Новизна
«РОУ»представляет собой нестандартную форму психолого-педагогического просвещения родителей на основе личностно- и практико-ориентированного подходов и гуманной педагогики. Он нацелен не только на вооружение родителей необходимыми знаниями и основами педагогической культуры, но и на включение их непосредственно в единый непрерывный образовательный процесс детей (обучение, воспитание, развитие).
Формирование родительских компетенций планируется осуществлять не только в рамках сложившихся традиционных форм обучения родителей основам социальных и педагогических знаний (лекции, собрания), но и через консультирование родителей специалистами – представителями педагогической науки и практики, проведение тематических видеоконференций и круглых столов, других активных форм.
В детских садах и школах, центрах социальной помощи, на базе которых будет организован «РОУ», планируется активное вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность (социальные и творческие проекты, конкурсы, спортивно-оздоровительные соревнования, праздники и другие формы активного досуга).
Проект, таким образом, способствует повышению уровня педагогической культуры родителей, вовлечению семьи в жизнь детского сада (школы), местного сообщества, социальной адаптации выпускников детских домов и профтехучилищ, подготовке их к семейной жизни и воспитанию детей.
Руководитель проекта –
Терентьева Г.Н., председатель Иркутского областного совета женщин, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Научный руководитель проекта –
Федотова Е.Л., зав кафедрой педагогики Педагогического института Иркутского государственного университета, д.п.н., профессор
Куратор проекта
Бихневич В.М., член Президиума Иркутского областного совета женщин, заслуженный учитель РФ
Подкатегории
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.
Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте
Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)
Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с